Автор: Куписова Ирина Михайловна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Алексеевская СОШ"
Населённый пункт: Д.Сягаевка
Наименование материала: статья
Тема: Использование побуждающего диалога на уроках русскогоязыка в начальной школе
Раздел: начальное образование
Использование педагогической технологии является средством
достижения планируемых результатов учащихся. Кроме этого каждая
педагогическая технология направлена на овладение трудовым действием
самого учителя. Это действие заключается в формировании умения учиться
и ууд учащихся до уровня, необходимого для освоения образовательных
программ основного общего образования. Существующая в настоящее время
технология проблемно- диалогического обучения ( Е.Л. Мельниковой)
способствует реализации поставленных задач современного образования. В
основе данной технологии лежит проблемная ситуация. Вспомним
основные формы учебной проблемы:
как тема урока;
как не совпадающий с темой урока вопрос, ответом на который является
новое знание.
Следовательно, поставить учебную проблему- значит помочь ученикам
самим сформулировать либо тему урока либо вопрос для исследования.
Существует три основных метода постановки учебной проблемы:
1.побуждающий от проблемной ситуации диалог;
2.подводящий к теме диалог;
3.сообщение темы с мотивирующим приемом.
Хочу подробнее остановиться на побуждающем диалоге.
Особенности побуждающего диалога заключаются в том, что он состоит из
действий:
1.
Создание проблемной ситуации;
2.
Побуждение к осознанию противоречия проблемной ситуации;
3.
Побуждение к формированию учебной проблемы;
4.
Принятие учениками формулировок учебной проблемы.
Главное в побуждающем диалоге- это создание проблемной ситуации.
Существует 6 приемов создания проблемной ситуации:
1.Одновременно предъявить факты…
2.Столкнуть мнения учеников практическим заданием.
3.Обнажить житейское представление учащихся и предъявить научный
факт сообщением
4.Дать практическое задание , не выполнимое вообще.
5.Дать практическое задание , не сходное с предыдущим.
6.Дать задание сходное с предыдущим и доказать, что задание они не
выполнили.
Я разработала проблемные ситуации и привожу их примеры.
1)Примеры к приему «столкнуть мнения учеников практическим заданием»
К уроку русского языка в 4 классе «Не с глаголами».
Учитель
Ученики
-Составьте предложения со
словосочетанием читал книги о
Знайке и Незнайке
Знайка читал книги.
Незнайка нечитал книги.
-Назовите глаголы
Читал, нечитал
-Какое действие обозначают глаголы?
Знайка читал (выполнял это
действие),
Незнайка не читал (отсутствие
действия)
-Какое слово обозначает отсутствие
действия?
Не
-Все согласны с написанием этого
слова с глаголом?
Ученик
Нет. Я написал раздельно
-Сколько мнений в классе?
Два мнения
-Какой вопрос возникает?
Кто прав? Как пишется не с
глаголами?
К уроку русского языка в 4 классе по теме «Начальная форма глагола»
(вариант 1)
Учитель
Ученики
Поставьте глагол в начальную форму
Читаешь
Проверка
Читал, читать
-Сколько мнений?
-Почему? Чего мы не знаем?
Два.
Мы не знаем начальную форму
глагола.
-Какой вопрос возник?
Какая форма глагола является
начальной?
Урок русского языка в 3 классе по теме «Учимся писать слова с двумя
корнями»
Учитель
Ученики
-В словах, записанных на доске,
выделите корень
дождинка, травушка, мухоловка
Выделяют корень в словах.
-Все согласны?
-Нет. В слове мухоловка два корня.
-Сколько мнений в классе?
Два мнения.
-Какой возникает вопрос?
-Кто прав? Сколько корней в слове
мухоловка?
Урок русского языка в 3 классе по теме « Учимся писать буквы о-ё после
шипящих в корне слова»
Учитель
Ученики
На доске записаны звуки: з, ш, с, ц,
ч, х, щ,ж
-Выпишите шипящие согласные
Выписывают самостоятельно в
тетрадь с проверкой записи.
-Распределите слова в 2 столбика
Черный, шов, желтый, шел, шорты,
желуди, шорох.
-Подумайте по какому признаку мы
будем распределять слова.
-Что общего в этих словах?
-Чем отличаются?
Предлагают неверные признаки
Они начинаются с шипящего звука.
В одних словах после шипящего о, а
в других ё.
Мы будем распределять по гласным
после шипящих.
Запись в тетради.
-С какого звука начинаются слова
первого столбика, второго столбика?
-В какой части слова находится
шипящий?
-Какой звук слышится после
шипящего?
-Какой это звук?
- Можно ли сказать, что ударный звук
о после шипящих в корне
С шипящего звука.
В корне.
После шипящего мы слышим звук о
Ударный
Нет. Гласные о, ё.
записывается всегда одной и той же
буквой?
- Сколько перед нами выборов?
Два.
-Чего мы не знаем?
Мы не знаем ,когда звук о
обозначается буквой ё, а когда о.
-Какой возникает вопрос?
В каких словах звук о в корне
обозначается буквой ё, а в каких о?
К уроку русского языка в 4 классе « Правописание тся-ться в глаголах»
Учитель
Ученики
Задание в учебнике
-Прочитайте стихи.
-Произнесите выделенные слова.
-Определите часть речи выделенных
слов.
Какие звуки мы слышим на конце
этих слов?
Какими буквами обозначены эти
звуки у разных частей речи?
- Что интересного вы заметили в
глаголах?
Водица(сущ)
Водится(глагол)
Водиться(глагол)
Ца
У существительного водица
слышится ца и пишется ца. У
глаголов слышится ца , а пишется
-тся и –ться
Выбор написания: тся или ться.
-Какой возникает вопрос?
В каких глаголах на месте звуков ца
пишется -тся, а в каких –ться?
К уроку русского языка в 3 классе «Ь после шипящих в именах
существительных»
Учитель
Ученики
-Запишите предложение.
Дочь решила много задач.
Ученик записал
Моя дочь решила много задачь.
-Все согласны? Объясните почему?
Да. Имена существительные
женского рода , шипящий на конце
пишутся с мягким знаком.
-Посмотрите . как записано это же
предложение другим учеником.
Моя дочь решила много задач.
-Сколько мнений?
Два.
-Какой возникает вопрос?
В каких случаях в существительных
женского рода после шипящих
мягкий знак не пишется?
2)Примеры учебных проблем к приему«дать задание, сходное с
предыдущим»
Урок русского языка в 4 классе по теме «Начальная форма глагола»
(вариант 2)
Учитель
Ученики
- Поставьте слова в начальную
форму
В книге
Красивыми
Ученица у доски делает запись
В книге -книга
Красивыми -красивый
- Объясните, как вы выполняли
задание?
В книге, –существительное,
начальная форма отвечает на вопросы
кто? Что?
Красивыми -прилагательное,
начальная форма отвечает на вопрос
какой?
-Поставьте это глагол в начальную
форму
Читаешь
-Что нужно было сделать?
-Какие знания нужно применить?
-Задание выполнено?
-Поставить глагол в начальную
форму.
-Знания начальной формы.
Нет.
- Чего мы не знаем?
Начальную форму глагола .
-Какой возникает вопрос?
Какая форма глагола является
начальной?
К уроку русского языка в 4 классе по теме «о-е после шипящих в
окончаниях глагола»
Учитель
Ученики
-Обозначьте звук о в словах на доске
буквой
Лучом
Большом
-Определите в какой части слова
стоит звук о.
-Определите часть речи данных слов
- Дополните название орфограммы
-От чего зависит выбор буквы после
в окончании слов.
-Поставьте ударение.
-Какой буквой обозначается звук о
после шипящих под ударением в
окончаниях существительных и
прилагательных ?
-Обозначьте звук о буквой в этих
словах
Бережот, стережот
-Какие знания применили?
-Задание выполнено?
-Чего мы не знаем?
На доске записаны слова на
орфограмму «о-ё после шипящих»
В окончании
Имена существительное и
прилагательное
«о-ё после шипящих в окончаниях
существительных и прилагательных»
От ударения.
Буквой о
Знание орфограммы «о-ё после
шипящих в окончаниях
существительных и прилагательных»
Нет.
Это глагол, а я не знаю обозначается
ли звук о буквой о в окончаниях
глаголах.
-Какой возникает вопрос?
Какой буквой обозначается звук о
после шипящих в окончаниях
глагола?
3)Примеры учебных проблем к приему «одновременно предъявить факты»
К уроку русского языка в 3 классе «Учимся обозначать звук ы после звука ц»
Учитель
Ученики
Прочитайте слова
Цирк, цыпленок, ножницы
-Что в них общего? Что удивляет?
В этих словах есть звук ц. После ц
произносится звук ы, а написаны
буквы ы-и
-Какой возникает вопрос?
В каких случаях звук ы после ц
обозначается буквой и?
К уроку русского языка во 2 классе по теме «Учимся писать суффиксы имен
прилагательных»
У читель
Ученики
-Сравни пары слов
Правда-правдивый
Игра- игривый
Лень-ленивый
Можно ли сказать, что вторые слова
в парах образованы от первых.
-Определите часть речи этих слов.
-Назовите суффиксы, которые
образовали эти слова
Воля- волевой
Груша- грушевый
Дождь-дождливый
Да
Имена прилагательные
Ив-ев
-Образуйте и запишите слова, с
помощью суффиксов ив-ев
Вещь-
Поле
Ленивый-
-Вы смогли выполнить это задание?
Какие были затруднения?
Мы не знаем, какой суффикс пишется
в словах вещевой, полевой
Какой возникает вопрос?
-Когда в именах прилагательных
пишется суффикс ив, когда ев?
Создание проблемной ситуации – это дело творческое и индивидуальное.
Оно во многом зависит от особенностей класса и профессионального
мастерства учителя. В любом случае, роль их в современном обучении ,я
считаю, очень важной.