Напоминание

Использование побуждающего диалога на уроках русскогоязыка в начальной школе


Автор: Куписова Ирина Михайловна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Алексеевская СОШ"
Населённый пункт: Д.Сягаевка
Наименование материала: статья
Тема: Использование побуждающего диалога на уроках русскогоязыка в начальной школе
Раздел: начальное образование





Назад




Использование педагогической технологии является средством

достижения планируемых результатов учащихся. Кроме этого каждая

педагогическая технология направлена на овладение трудовым действием

самого учителя. Это действие заключается в формировании умения учиться

и ууд учащихся до уровня, необходимого для освоения образовательных

программ основного общего образования. Существующая в настоящее время

технология проблемно- диалогического обучения ( Е.Л. Мельниковой)

способствует реализации поставленных задач современного образования. В

основе данной технологии лежит проблемная ситуация. Вспомним

основные формы учебной проблемы:

как тема урока;

как не совпадающий с темой урока вопрос, ответом на который является

новое знание.

Следовательно, поставить учебную проблему- значит помочь ученикам

самим сформулировать либо тему урока либо вопрос для исследования.

Существует три основных метода постановки учебной проблемы:

1.побуждающий от проблемной ситуации диалог;

2.подводящий к теме диалог;

3.сообщение темы с мотивирующим приемом.

Хочу подробнее остановиться на побуждающем диалоге.

Особенности побуждающего диалога заключаются в том, что он состоит из

действий:

1.

Создание проблемной ситуации;

2.

Побуждение к осознанию противоречия проблемной ситуации;

3.

Побуждение к формированию учебной проблемы;

4.

Принятие учениками формулировок учебной проблемы.

Главное в побуждающем диалоге- это создание проблемной ситуации.

Существует 6 приемов создания проблемной ситуации:

1.Одновременно предъявить факты…

2.Столкнуть мнения учеников практическим заданием.

3.Обнажить житейское представление учащихся и предъявить научный

факт сообщением

4.Дать практическое задание , не выполнимое вообще.

5.Дать практическое задание , не сходное с предыдущим.

6.Дать задание сходное с предыдущим и доказать, что задание они не

выполнили.

Я разработала проблемные ситуации и привожу их примеры.

1)Примеры к приему «столкнуть мнения учеников практическим заданием»

К уроку русского языка в 4 классе «Не с глаголами».

Учитель

Ученики

-Составьте предложения со

словосочетанием читал книги о

Знайке и Незнайке

Знайка читал книги.

Незнайка нечитал книги.

-Назовите глаголы

Читал, нечитал

-Какое действие обозначают глаголы?

Знайка читал (выполнял это

действие),

Незнайка не читал (отсутствие

действия)

-Какое слово обозначает отсутствие

действия?

Не

-Все согласны с написанием этого

слова с глаголом?

Ученик

Нет. Я написал раздельно

-Сколько мнений в классе?

Два мнения

-Какой вопрос возникает?

Кто прав? Как пишется не с

глаголами?

К уроку русского языка в 4 классе по теме «Начальная форма глагола»

(вариант 1)

Учитель

Ученики

Поставьте глагол в начальную форму

Читаешь

Проверка

Читал, читать

-Сколько мнений?

-Почему? Чего мы не знаем?

Два.

Мы не знаем начальную форму

глагола.

-Какой вопрос возник?

Какая форма глагола является

начальной?

Урок русского языка в 3 классе по теме «Учимся писать слова с двумя

корнями»

Учитель

Ученики

-В словах, записанных на доске,

выделите корень

дождинка, травушка, мухоловка

Выделяют корень в словах.

-Все согласны?

-Нет. В слове мухоловка два корня.

-Сколько мнений в классе?

Два мнения.

-Какой возникает вопрос?

-Кто прав? Сколько корней в слове

мухоловка?

Урок русского языка в 3 классе по теме « Учимся писать буквы о-ё после

шипящих в корне слова»

Учитель

Ученики

На доске записаны звуки: з, ш, с, ц,

ч, х, щ,ж

-Выпишите шипящие согласные

Выписывают самостоятельно в

тетрадь с проверкой записи.

-Распределите слова в 2 столбика

Черный, шов, желтый, шел, шорты,

желуди, шорох.

-Подумайте по какому признаку мы

будем распределять слова.

-Что общего в этих словах?

-Чем отличаются?

Предлагают неверные признаки

Они начинаются с шипящего звука.

В одних словах после шипящего о, а

в других ё.

Мы будем распределять по гласным

после шипящих.

Запись в тетради.

-С какого звука начинаются слова

первого столбика, второго столбика?

-В какой части слова находится

шипящий?

-Какой звук слышится после

шипящего?

-Какой это звук?

- Можно ли сказать, что ударный звук

о после шипящих в корне

С шипящего звука.

В корне.

После шипящего мы слышим звук о

Ударный

Нет. Гласные о, ё.

записывается всегда одной и той же

буквой?

- Сколько перед нами выборов?

Два.

-Чего мы не знаем?

Мы не знаем ,когда звук о

обозначается буквой ё, а когда о.

-Какой возникает вопрос?

В каких словах звук о в корне

обозначается буквой ё, а в каких о?

К уроку русского языка в 4 классе « Правописание тся-ться в глаголах»

Учитель

Ученики

Задание в учебнике

-Прочитайте стихи.

-Произнесите выделенные слова.

-Определите часть речи выделенных

слов.

Какие звуки мы слышим на конце

этих слов?

Какими буквами обозначены эти

звуки у разных частей речи?

- Что интересного вы заметили в

глаголах?

Водица(сущ)

Водится(глагол)

Водиться(глагол)

Ца

У существительного водица

слышится ца и пишется ца. У

глаголов слышится ца , а пишется

-тся и –ться

Выбор написания: тся или ться.

-Какой возникает вопрос?

В каких глаголах на месте звуков ца

пишется -тся, а в каких –ться?

К уроку русского языка в 3 классе «Ь после шипящих в именах

существительных»

Учитель

Ученики

-Запишите предложение.

Дочь решила много задач.

Ученик записал

Моя дочь решила много задачь.

-Все согласны? Объясните почему?

Да. Имена существительные

женского рода , шипящий на конце

пишутся с мягким знаком.

-Посмотрите . как записано это же

предложение другим учеником.

Моя дочь решила много задач.

-Сколько мнений?

Два.

-Какой возникает вопрос?

В каких случаях в существительных

женского рода после шипящих

мягкий знак не пишется?

2)Примеры учебных проблем к приему«дать задание, сходное с

предыдущим»

Урок русского языка в 4 классе по теме «Начальная форма глагола»

(вариант 2)

Учитель

Ученики

- Поставьте слова в начальную

форму

В книге

Красивыми

Ученица у доски делает запись

В книге -книга

Красивыми -красивый

- Объясните, как вы выполняли

задание?

В книге, –существительное,

начальная форма отвечает на вопросы

кто? Что?

Красивыми -прилагательное,

начальная форма отвечает на вопрос

какой?

-Поставьте это глагол в начальную

форму

Читаешь

-Что нужно было сделать?

-Какие знания нужно применить?

-Задание выполнено?

-Поставить глагол в начальную

форму.

-Знания начальной формы.

Нет.

- Чего мы не знаем?

Начальную форму глагола .

-Какой возникает вопрос?

Какая форма глагола является

начальной?

К уроку русского языка в 4 классе по теме «о-е после шипящих в

окончаниях глагола»

Учитель

Ученики

-Обозначьте звук о в словах на доске

буквой

Лучом

Большом

-Определите в какой части слова

стоит звук о.

-Определите часть речи данных слов

- Дополните название орфограммы

-От чего зависит выбор буквы после

в окончании слов.

-Поставьте ударение.

-Какой буквой обозначается звук о

после шипящих под ударением в

окончаниях существительных и

прилагательных ?

-Обозначьте звук о буквой в этих

словах

Бережот, стережот

-Какие знания применили?

-Задание выполнено?

-Чего мы не знаем?

На доске записаны слова на

орфограмму «о-ё после шипящих»

В окончании

Имена существительное и

прилагательное

«о-ё после шипящих в окончаниях

существительных и прилагательных»

От ударения.

Буквой о

Знание орфограммы «о-ё после

шипящих в окончаниях

существительных и прилагательных»

Нет.

Это глагол, а я не знаю обозначается

ли звук о буквой о в окончаниях

глаголах.

-Какой возникает вопрос?

Какой буквой обозначается звук о

после шипящих в окончаниях

глагола?

3)Примеры учебных проблем к приему «одновременно предъявить факты»

К уроку русского языка в 3 классе «Учимся обозначать звук ы после звука ц»

Учитель

Ученики

Прочитайте слова

Цирк, цыпленок, ножницы

-Что в них общего? Что удивляет?

В этих словах есть звук ц. После ц

произносится звук ы, а написаны

буквы ы-и

-Какой возникает вопрос?

В каких случаях звук ы после ц

обозначается буквой и?

К уроку русского языка во 2 классе по теме «Учимся писать суффиксы имен

прилагательных»

У читель

Ученики

-Сравни пары слов

Правда-правдивый

Игра- игривый

Лень-ленивый

Можно ли сказать, что вторые слова

в парах образованы от первых.

-Определите часть речи этих слов.

-Назовите суффиксы, которые

образовали эти слова

Воля- волевой

Груша- грушевый

Дождь-дождливый

Да

Имена прилагательные

Ив-ев

-Образуйте и запишите слова, с

помощью суффиксов ив-ев

Вещь-

Поле

Ленивый-

-Вы смогли выполнить это задание?

Какие были затруднения?

Мы не знаем, какой суффикс пишется

в словах вещевой, полевой

Какой возникает вопрос?

-Когда в именах прилагательных

пишется суффикс ив, когда ев?

Создание проблемной ситуации – это дело творческое и индивидуальное.

Оно во многом зависит от особенностей класса и профессионального

мастерства учителя. В любом случае, роль их в современном обучении ,я

считаю, очень важной.



В раздел образования