Напоминание

"Воспитание сознательной дисциплины"


Автор: Кожемяко Ирина Васильевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ-СОШ №3
Населённый пункт: город Унеча Брянской области
Наименование материала: разработка родительского собрания
Тема: "Воспитание сознательной дисциплины"
Дата публикации: 07.09.2017
Раздел: начальное образование





Назад




Родительское собрание.

Тема: «Воспитание сознательной дисциплины».

Цель: познакомить

родителей

с

методами

воспитания

у

детей

сознательной дисциплины.

Оформление: презентация; доклад; памятки.

ХОД ПРОВЕДЕНИЯ

Вступительное слово.

-Добрый вечер, уважаемые родители. Свое выступление я хочу начать словами

известного педагога В А Сухомлинского: «Ребенок – зеркало семьи; как в капле

воды отражается солнце, так в детях отражается нравственная чистота матери и

отца».

1.

Определение темы заседания. Мотивация.

- На любом предприятии всегда ценен дисциплинированный работник.

Сознательная дисциплина любого человека основывается на понимании своего

долга именно в повседневной работе, на осознании чувства ответственности за

каждое своё слово и поступок перед окружающими. Что такое “сознательная

дисциплина”, с какого возраста необходимо начать формировать это качество? Вот

об этом мы и поговорим с вами на собрании.

2. Определение понятия «дисциплина»

- Некоторым взрослым кажется, что если ребёнок вежлив, соблюдает правила

хорошего тона, то его можно считать дисциплинированным. Однако, случается, что

взрослые делают этот вывод лишь по внешним, показным признакам. А в

сущности, даже не всякого ребёнка, отличающегося послушанием и

исполнительностью, можно назвать сознательно дисциплинированным человеком,

у которого это качество стало как бы свойством характера.

- В “Словаре русского языка” С.И. Ожегова записано “дисциплина” – ...

обязательное для всех членов какого-нибудь коллектива подчинение

установленному порядку, правилу”. Соответственно, дисциплинированный – это

человек, подчиняющийся дисциплине, соблюдающий порядок, воспитанный.

- Если обратиться за разъяснением смысла данного понятия к мнению авторов

“Энциклопедического словаря”, то можно прочитать, что дисциплина – это

“определенный порядок поведения людей, отвечающий сложившимся в обществе

нормам права и морали, а также требованиям той или иной организации”.

- На мой взгляд, интересна и точка зрения американского психиатра Росса

Кэмпбелла, который считает, что “в области воспитания детей дисциплина – это

тренировка ума и характера ребенка, чтобы он стал самостоятельным, умеющим

владеть собой, достойным и конструктивным членом общества”.

1

3.Факторы, влияющие на формирование сознательной дисциплины.

- Как же воспитывать в ребёнке такое качество? Тем более, что наши дети, так

отличаются от нас, взрослых.

- Мы, два разных поколения, воспитанных в разных условиях и на разных

традициях.

- Как же воспитывать в ребёнке сознательную дисциплину? Тем более, что наши

дети, так отличаются от нас, взрослых.

- Мы, два разных поколения, воспитанных в разных условиях и на разных

традициях.

- Но, несмотря на то, что мы такие разные, что родились и выросли в разные эпохи,

основные ценностные ориентиры формируются именно в семье. И процесс

формирования осознанной дисциплинированности ребёнка во многом зависит от

воспитанности и дисциплинированности самих взрослых, с которыми дети

общаются ежедневно. Значит и от родителей в первую очередь.

- Какие же факторы влияют на формирование осознанной дисциплины у ребёнка в

семье?

- От ребёнка требуется быть прилежным и настойчивым в ученье, добросовестным,

верным слову, точным и аккуратным в работе, уметь организовывать своё время и

досуг, проявлять уважение к старшим, заботиться о близких людях, быть скромным

и вежливым. Также воспитание дисциплины, наверное, связано с приобщением

ребенка к выполнению каких-то обязанностей.

- Детям необходимо чувствовать свою принадлежность к семье, своё членство в

ней. Если они не видят для этого положительных путей, они находят другие

возможности доказать свою значительность.

- Вот здесь и возникают проблемы.

4. Причины негативного поведения младших школьников.

- В чём же причины негативного поведения наших ребят? Подражает

взрослым;

Желание выделиться, так как его не замечают;

Мстит за нелюбовь и неуважение;

Желание манипулировать взрослыми;

Протест против существующих правил;

Отсутствие единых требований;

Вседозволенность и попустительство;

Манипулирует взрослыми.

2

5. Пути формирования у детей сознательной дисциплины.

- Давайте определим пути формирования сознательной дисциплины у наших детей.

Личный пример взрослых;

Комфортная семейная среда;

Принятие, уважение и любовь ребёнка таким, какой он есть;

Единство интересов;

Участие в жизни ребёнка;

Единство требований к ребёнку;

Чёткий режим дня, труда и отдыха;

Ответственность за свои поступки;

Обязанности в семье;

Адекватный контроль.

Существует перечень работ, который ребёнок должен уметь делать в определённом

возрасте:

шесть – восемь лет:

o

вытрясти коврики;

o

полить цветы;

o

почистить овощи;

o

приготовить простую еду (варёные яйца, тост, сандвич);

o

приготовить школьный завтрак;

o

повесить свою одежду в гардеробной;

o

собрать дрова для костра;

o

сгрести листья и траву;

o

вывести на прогулку животное;

o

содержать в чистоте контейнер для мусора;

o

следить за порядком в ящике для столовых приборов;

девять – десять лет:

o

поменять простыни на кроватях и убрать грязные в корзину;

o

управляться со стиральной машиной, отмерять моющие средства

и отбеливатель;

o

совершать покупки по списку, в случае отсутствия товара делать

альтернативный выбор;

o

соблюдать свои собственные договорённости (школа, доктор,

кружок, спортивная секция и т.д.);

o

спечь печенье и пироги из смесей;

o

готовить еду для семьи;

o

получать и отвечать на свою почту;

o

обслуживать гостей;

o

планировать свой собственный день рождения;

o

выполнять какую-нибудь работу по соседству;

o

вязать, шить (даже используя швейную машинку);

o

мыть семейный автомобиль;

3

Для того, чтобы разовое поручение вошло в привычку, доставляло ребенку

удовольствие, попробуйте:

Составлять вместе с детьми список необходимых дел как помочь семье.

Научите детей навыкам работы и выполняйте её вместе с детьми до тех

пор, пока они не научатся работать самостоятельно. Дайте им понять, что в случае

необходимости вы всегда будете рядом. Отойдите в сторону и не вмешивайтесь,

пока вас не попросят. Если появятся проблемы, обсудите их, не спешите с

критикой, особенно в тот момент, когда работа выполняется.

Обеспечьте детей инвентарем соответственно их возрасту, таким, как

маленький веник, маленькие садовые инструменты и т.д.

Установите время для совместной домашней работы, когда все члены

семьи могут работать вместе, вместо того, чтобы вывешивать список дел для детей.

Цените вклад, а не качество сделанной работы. Если ребёнок потерял

интерес к своей работе на её середине, похвалите его за выполненное, вместо

того,чтобы требовать окончания начатой работы.

Не жалейте детей и не делайте за них их работу потому, что им много

задали или они занимаются спортом. Помогите им так организовать своё время,

чтобы домашняя работа была не в ущерб остальным занятиям.

Убедитесь, что работа соответствует возрасту.

Огромное значение в общении с ребёнком имеет знание родителей о его

темпераменте.

Холерик

Вспыльчив, резок, раздражителен, эмоционально реактивен, быстро включается в

дело и быстро остывает, требует оценки своих действий.

Правила взаимодействия с ними:

Спокойный ровный тон педагога.

Предъявление четких и обоснованных требований.

Демонстрация перспектив деятельности.

Положительная оценка деятельности ученика.

Сангвиник

Подвижный, легко приспосабливается к обстоятельствам, общителен, контактен и

способен быстро схватывать все новое, конструктивен, однако бывает излишне

рационален, не всегда доводит дело до конца.

Правила взаимодействия с ними:

Четкая постановка целей деятельности.

Возможность демонстрации ребёнком его достижений.

Одобрение и поддержка взрослого.

Учет интересов ребёнка в порученном деле.

4

Флегматик

Инертен, спокоен, мало подвижен, настойчив, упорен, медлителен.

Правила взаимодействия с ними:

Демонстрация практического результата выполняемой работы.

Контроль выполняемой работы (на каждом этапе деятельности).

Использование положительных методов воздействия.

Отсутствие в деятельности взрослых ярлыков.

Поддержка начинаний ребёнка проявления его инициативы.

Меланхолик

Не общителен, замкнут, впечатлителен, обидчивый, слезливый, медлителен,

рассудителен, эмоционален.

Правила взаимодействия с ними:

Эмоциональное поглаживание.

Создание условий для выполнения совместной групповой деятельности

Демонстрация достижений ребёнка.

Объективная оценка вклада его действий в общее дело.

4. Понятие дисциплины неразрывно связано с таким понятием, как любовь

близких, так как:

Родители первыми знакомят своих детей с нормами и правилами

поведения дома, на улице, в общественных местах и т.д.

Имея свой жизненный опыт, родители формируют у своих детей

представления о том, что такое “хорошо”, что такое “плохо”.

Пример родителей (положительный или отрицательный) влияет на

формирование жизненного опыта детей.

Только эмоционально уравновешенные и любящие родители

формируют у ребёнка доброе и заботливое отношение к людям.

При воспитании сознательной дисциплины родители должны правильно попросить

сына или дочь, чтобы ребёнок выполнил их просьбу.

При этом:

обращайтесь к ребёнку с просьбой вежливо, исключайте командный

тон;

старайтесь вызвать у ребёнка ответственное отношение к выполнению

вашей просьбы;

обращаясь с просьбой, давайте ребёнку инструкции её выполнения;

не просите ребёнка выполнить то, что ему не по силам, сначала

научите;

не забывайте, пожалуйста, выразить родительскую признательность за

выполненную просьбу.

5

6. Эффективность методов поощрения и наказания.

Результат каждого поручения, выполненного ребенком, должен быть оценен. Для

этого в каждой семье выработалась своя система поощрений и наказаний.

Поощрение – это проявление положительной оценки поведения ребёнка.

Существует много способов выразить ребёнку свою положительную оценку. Это и

ласковый взгляд, и поощрительный лёгкий кивок головы, и одобряющий жест, и

доброе слово, и похвала, и подарок… Важно “вызвать” чувство удовлетворения,

чтобы всё, сто связано с исполнением норм и правил поведения, сопровождалось

положительными переживаниями.

Наказание – это отрицательная оценка поведения ребёнка. Смысл наказания

должен заключаться в пробуждении угрызений совести, чувства

неудовлетворённости своим поведением. Аналогично поощрениям, существует

немало способов демонстрации взрослыми своего отрицательного отношения к

проступкам сына или дочери: холодный взгляд, нахмуренные брови,

предостерегающий жест, гневное слово и т.д. “Не ожидала от тебя”, – говорит

грустно мама, и для ребёнка это уже является наказанием, ибо из уст самого

родного человека прозвучала отрицательная оценка его поведения.

Определить необходимое наказание и его меру очень трудно. Оно должно

соответствовать проступку. Ребёнок очень чувствителен к справедливости

наказания. Если родители уверены в целесообразности наказания, то всё равно

нужно проявлять гибкость и дипломатичность. Пожалуйста, помните следующее:

Вы можете ошибаться.

Имейте мужество извиниться перед ребёнком, если наказали его

незаслуженно.

Контролируйте поведение ребёнка, старайтесь предупредить

возможные отрицательные поступки.

7. Итог родительского собрания.

- Я хочу, чтобы вы задумались над темой нашего собрания, потому что такие

проблемы у нас существуют. И ненормативная лексика, обидные слова,

нетерпимость друг к другу, повышение голоса, если его не услышали с первого

раза, всплески гнева, вплоть до рукоприкладства, недисциплинированное

поведение в момент отсутствия контроля со стороны взрослых, некачественное

выполнение домашнего задания (если мама не проверила) и т.д.

Необходимо отметить, что дети сами очень страдают от своей

недисциплинированности и от плохо организованного уклада жизни в семье.

Уклад, режим, принятый в доме, и есть тот внешний порядок, с помощью которого

элементарно образуются определённые рамки поведения. Режим семьи

представляет собой определённую систему средств и методов, помогающих

воспитывать ребёнка. Конечно, это не панацея от всех бед, но неплохой помощник.

Именно при соблюдении режима в значительной мере происходит накопление

правильного дисциплинарного опыта и приходит умение властвовать собой,

которое мы называем самодисциплиной, и без которого человека невозможно

считать подлинно дисциплинированным.

Лучшим примером для детей являетесь вы – родители. Для вас я подготовила

Кодекс истинного родителя. (зачитать)

КОДЕКС ИСТИННОГО РОДИТЕЛЯ

1.

Если родители требуют от ребёнка, чтобы он много и с удовольствием

читал, они читают сами много и с удовольствием, несмотря на недостаток

времени.

2.

Если родители требуют, чтобы ребёнок не лгал, они сами не лгут ни

себе, ни другим, ни собственному ребёнку.

3.

Если родители хотят, чтобы их ребёнок не воровал, они сами не

должны создавать подобных ситуаций в своей семье (пусть даже по

мелочам).

4.

Если родители требуют от ребёнка, чтобы их ребёнок не

пристрастился с раннего детства к спиртным напиткам, они сами не

должны

создавать

культ

спиртных

напитков

в

своей

семье.

Культ

спиртных

напитков проявляется в том, что даже в детские праздники родители не могут

обойтись без них.

5.

Если родители хотят, чтобы их ребёнок бережно и уважительно

относился к дедушкам и бабушкам, они начинают с себя и сами

уважительно и бережно относятся к своим родителям.

6.

Если родители хотят, чтобы их ребёнок не страдал от одиночества,

они дают им возможность иметь друзей, приводить их в свой дом. Это

возможно лишь в том случае, если сами родители имеют настоящих друзей, и

ребёнок встречается с ними в своём доме.

7.

Если родители требуют от ребёнка проявления трудолюбия, то они сами его

проявляют и создают условия для формирования у ребенка умения трудиться.

8.

Если родители хотят, чтобы ребёнок не относился к школе и учению с

предубеждением, они сами вспоминают о школьных днях с удовольствием и

самыми тёплыми чувствами.

Сейчас я раздавать Кодекс не буду, а отдам классным руководителям. Они

передадут его вам в классе.

7

Закончить свое выступление я хочу такими словами:

Не жалейте время на детей,

Разглядите взрослых в них людей,

Перестаньте ссориться и злиться,

Попытайтесь с ними подружиться.

Постарайтесь их не упрекать,

Вовремя послушать и понять,

Обогрейте их своим теплом,

Крепостью для них пусть станет дом.

Вместе с ними пробуйте, ищите,

Обо всем на свете говорите,

И всегда незримо направляйте.

И во всех делах им помогайте.

Научитесь детям доверять -

Каждый шаг не нужно проверять,

Мненье и совет их уважайте,

Дети – мудрецы, не забывайте

И всегда надейтесь на детей,

И любите их душою всей

Так, как невозможно описать.

Вам тогда детей не потерять!

8



В раздел образования