Автор: Гатилова Юлия Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ ЦРР-д/с № 19 "Ягодка"
Населённый пункт: г.Ступино Московской области
Наименование материала: мастер-класс
Тема: "Учимся ориентироваться в пространстве, на листе бумаги и частях тела"
Раздел: дошкольное образование
1
Гатилова Юлия Николавена,
воспитатель
МАДОУ црр – д/с № 19 «Ягодка»,
г.Ступино, Московская область
Мастер-класс
«Учимся ориентироваться в пространстве, на листе бумаги и частях
тела»
старшая группа
2
Познавательное развитие ФЭМП в старшей группе.
Цель: упражнять детей в ориентировке в пространстве, на листе
бумаги и частях тела.
Задачи:
образовательные- упражнять в умении определять расположение
объектов
в
пространстве,
обозначая
соответствующими
словесными
терминами,
тренировать
зрительно-пространственный
поиск
и
зрительно-
двигательное ориентирование по частям тела, ориентирование по клеткам;
развивающие- развивать слуховое внимание, гибкость и быстроту
мышления и движения;
воспитательные- воспитывать положительные эмоции, интерес к
результатам своей деятельности.
Словарь:
слева, справа, названия цвета, названия геометрических фигур –
круг, квадрат, овал, треугольник, прямоугольник.
Образовательные области: Познание ФЭМП, физическое развитие,
ХЭР – рисование.
Предварительная
работа:
чтение
книг,
просмотр
мультфильмов,
подборка книг, подготовка атрибутов.
Оборудование:
клубок ниток, цветные фломастеры, цветик-семицветик, фонарик
лазерный, бумага в клетку, ручка (карандаш), плоскостной самолетик, лист
бумаги
(взлетная
поле),
карточка
с
цифрами,
матрешка
(фишка),
геометрические плоскостные фигуры, коробка, цветные карандаши.
3
Вступительное слово:
Ориентировка в пространстве – один из разделов программы по развитию у
детей элементарных математических представлений. Но это не означает, что
тема «Пространственные представления» сугубо математическая.
Овладение
пространственным
восприятием,
представлениями
и
ориентировкой
повышает
результативность
и
качество
познавательной
деятельности. Например, качество рисунка определяется композиционным
построением, эстетическая выразительность – симметрией, ритмичность –
чередованием
элементов.
А
освоение
правил
дорожного
движения
совершенно невозможно без элементарных знаний о пространстве.
У большинства детей вызывает затруднение ориентировка в пространстве.
Чтобы процесс обучения проходил легко и интересно, мы используем в своей
работе дидактические игры, направленные на умение ориентироваться на
листе бумаги, в пространстве, частях тела.
И сейчас мы покажем на примере, какие задания в игровой форме можно
использовать дома со своими детьми, как можно обучать детей дома играя.
(Все действия выполняются родителями под руководством педагога).
- Итак, отдых наш кончается,
работа начинается.
Усердно будем мы трудиться,
чтобы чему-то научиться!
- Посмотрите, к нам гость катится!(клубочек)
- Давайте его размотаем!
Воспитатель держит клубочек, один ребенок берется за конец нитки.
Воспитатель вызывает по одному детей.
- Миша, встань справа от Кати и возьмись за ниточку.
- Оля, встань слева от Кати и возьмись за ниточку.
- Ира, а ты встань слева от Миши и возьмись за ниточку и т.д.
4
-
Смотрите,
мы
размотали
весь
клубочек.
Интересно,
а
зачем
же
он
прикатился к нам? Может он хочет нам что-то сказать? (откладывают нитку в
сторону).
- А клубочек то не просто так прикатился. Посмотрите – тут письмо! От кого
оно, интересно? От Незнайки! Посмотрим, что он пишет. Ага. Он просит
срочно приехать к нему и помочь решить задачи. Скоро Незнайка пойдет в
школу.
Итак,
представьте,
что
вы
–
пассажиры,
а
я
–
кондуктор.
Мы
на
автобусах отправляемся в Солнечный город к Незнайке, чтобы помочь
ему подготовиться к школе. У меня есть билетики (геометрические
фигуры),
а
вот
автобусы
(столы
со
стульями
для
«пассажиров»)
с
опознавательными знаками. Я раздаю вам билеты и вы занимаете места
в соответствующем «автобусе», ориентируясь на свои билеты.
-Все заняли места правильно?
- Слушайте задания.
- А помните ли вы Рассеянного с улицы Бассейной? Он всегда все
путал. И все время забывал, что у него слева, а что справа. Давайте ему
поможем.
Послушайте стихотворение В.Берестова:
Стоял ученик на развилке дорог.
Где право, где лево – понять он не мог.
Но вдруг ученик в голове почесал
Той самой рукою, которой писал.
И мячик кидал, и страницы листал,
И ложку держал, и полы подметал.
«Победа!» - раздался ликующий крик.
Где право, где лево – узнал ученик.
Игра на внимание.
- Дотроньтесь правой рукой до носика, левой рукой до левого уха, топните
правой ножкой, подмигните мне правым глазом, поднимите вверх левую руку
и т.д. (темп убыстряется!).
Игра с карандашами.
- Положите перед собой красный карандаш, справа от него синий, слева от
красного – зеленый, справа от синего – желтый, и т.д.
5
- Догадались, из какой сказки эти цвета? («Цветик-семицветик»)
- Пришла пора и нам собрать лепестки цветика-семицветика.
(У каждого на столах из цветного картона плоскостные лепестки цветика-
семицветика и серединки)
- Положите сначала перед собой серединку цветка.
- Сверху – красный лепесток. Какой лепесток сверху? (красный).
- Назовите цвет лепестков дальше по порядку. Справа от красного лепестка
какой?(оранжевый)
Дети выкладывают лепестки, комментируют, с какой стороны какого цвета
лепесток.
Зрительная гимнастика (с лазерным фонариком).
- Проследите за движениями фонарика и назовите геометрическую фигуру.
Ориентировка по плану.
- А сейчас задание – сюрприз. Вы сами назовете животного, если нарисуете
по клеточкам правильно задание, но сначала нужно сделать Пальчиковую
гимнастику:
Стоит в поле теремок (пальцы соединены и изображают крышу),
На двери висит замок (пальцы переплетены в замок),
Открывает его волк (движения сомкнутыми кистями),
Дерг-дерг, дерг-дерг (влево-вправо, к себе-от себя),
Пришел Петя-петушок и ключом открыл замок (пальцы размыкаются).
-А задание такое – слуховой диктант «Кошка».
От красной точки вверх 4 клетки, 1 клетка вправо, 1 клетка вниз, 2 клетки
вправо, 1 клетка вверх, 1 клетка вправо, 2 клетки вниз, 4 клетки вправо, 1
клетка вверх, 1 клетка влево, 1 клетка вверх, 2 клетки вправо, 7 клеток вниз, 1
клетка влево, 2 клетки вверх, 1 клетка влево, 2 клетки вниз, 1 клетка влево, 2
клетки вверх, 2 клетки влево, 2 клетки вниз, 1 клетка влево, 2 клетки вверх, 1
клетка влево, 2 клетки вниз, 1 клетка влево, 3 клетки вверх, 1 клетка влево,
соединяем с красной точкой.
6
Скоро праздник День Победы. На Красной Площади пройдет парад, в
нем
примут
участие
различные
рода
войск
и
военная
техника.
Отгадайте загадку, какую технику я загадала:
Смело в небе проплывает,
Обгоняя птиц полет.
Человек им управляет.
Что такое? (самолет).
-
В
параде
примут
участие
летчики,
которые
покажут
фигуры
высшего
пилотажа. Сегодня мы будем с вами летчиками.
- Перед вами лежит взлетное поле (лист бумаги). На какую фигуру похоже
оно?
Что
есть
у
прямоугольника?(углы)
Покажите
мне
верхние
углы
пальчиками, нижние углы, правую сторону…..т.д.
-
Поставьте
свой
самолет
на
взлетное
поле-лист
бумаги
внизу.
Самолет
быстро поднимается вверх.
- Где находится самолет?
- Затем стремительно падает вниз, поднимается в правый верхний угол.
- Куда вы поставили свой самолет? т.д.
Дается карточка 0 1 2 3
4 5 6 7
8 9 10
и фишка (матрешка).
- Наша матрешка хочет погулять, но она еще маленькая и одна никуда не
ходит, давайте погуляем вместе с ней.
- Поставьте свою матрешку на цифру 1. Теперь сделайте два шага вправо.
- На какой цифре сейчас стоит матрешка? (3)
- Следующий шаг – один вниз. Где сейчас матрешка (7)
- Затем один шаг влево (6) и т.д.
Посмотрите,
как
разбросаны
наши
фигуры.
Кто
их
раскидал?
Вы
поймете, если отгадаете загадку:
Скромный серенький воришка,
Прошмыгнул почти неслышно,
Утащил он хлеба корку,
Затаился снова в норке.
Держит ушки на макушке,
7
Очень умная зверушка.
Знаешь ты ее, малыш?
Озорница – это (Мышь).
- Наша мышка бежала, хвостиком махнула и рассыпала все наши фигуры.
Помогите мне их собрать, но собирать мы их будем по моим указаниям.
- Возьми красный круг, который лежит справой стороны коробки. Принеси
мне. (Какую фигуру ты принес? Какого цвета? Где ты ее взял?)
- Возьми синий квадрат под коробкой.(Какая фигура? Цвет? Где взял?)
- Принеси то, что лежит слева от коробки. (Что ты принес? Почему?)
ИТОГ:
Мы
помогли
Незнайке
решить
все
задания!
Он
желает
вам
успехов
и
хорошего настроения. Незнайка дарит вам, ребята, разукрашки, контурные
изображения сказочных героев для раскрашивания в свободное время.