Напоминание

"Учимся ориентироваться в пространстве, на листе бумаги и частях тела"


Автор: Гатилова Юлия Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ ЦРР-д/с № 19 "Ягодка"
Населённый пункт: г.Ступино Московской области
Наименование материала: мастер-класс
Тема: "Учимся ориентироваться в пространстве, на листе бумаги и частях тела"
Раздел: дошкольное образование





Назад




1

Гатилова Юлия Николавена,

воспитатель

МАДОУ црр – д/с № 19 «Ягодка»,

г.Ступино, Московская область

Мастер-класс

«Учимся ориентироваться в пространстве, на листе бумаги и частях

тела»

старшая группа

2

Познавательное развитие ФЭМП в старшей группе.

Цель: упражнять детей в ориентировке в пространстве, на листе

бумаги и частях тела.

Задачи:

образовательные- упражнять в умении определять расположение

объектов

в

пространстве,

обозначая

соответствующими

словесными

терминами,

тренировать

зрительно-пространственный

поиск

и

зрительно-

двигательное ориентирование по частям тела, ориентирование по клеткам;

развивающие- развивать слуховое внимание, гибкость и быстроту

мышления и движения;

воспитательные- воспитывать положительные эмоции, интерес к

результатам своей деятельности.

Словарь:

слева, справа, названия цвета, названия геометрических фигур –

круг, квадрат, овал, треугольник, прямоугольник.

Образовательные области: Познание ФЭМП, физическое развитие,

ХЭР – рисование.

Предварительная

работа:

чтение

книг,

просмотр

мультфильмов,

подборка книг, подготовка атрибутов.

Оборудование:

клубок ниток, цветные фломастеры, цветик-семицветик, фонарик

лазерный, бумага в клетку, ручка (карандаш), плоскостной самолетик, лист

бумаги

(взлетная

поле),

карточка

с

цифрами,

матрешка

(фишка),

геометрические плоскостные фигуры, коробка, цветные карандаши.

3

Вступительное слово:

Ориентировка в пространстве – один из разделов программы по развитию у

детей элементарных математических представлений. Но это не означает, что

тема «Пространственные представления» сугубо математическая.

Овладение

пространственным

восприятием,

представлениями

и

ориентировкой

повышает

результативность

и

качество

познавательной

деятельности. Например, качество рисунка определяется композиционным

построением, эстетическая выразительность – симметрией, ритмичность –

чередованием

элементов.

А

освоение

правил

дорожного

движения

совершенно невозможно без элементарных знаний о пространстве.

У большинства детей вызывает затруднение ориентировка в пространстве.

Чтобы процесс обучения проходил легко и интересно, мы используем в своей

работе дидактические игры, направленные на умение ориентироваться на

листе бумаги, в пространстве, частях тела.

И сейчас мы покажем на примере, какие задания в игровой форме можно

использовать дома со своими детьми, как можно обучать детей дома играя.

(Все действия выполняются родителями под руководством педагога).

- Итак, отдых наш кончается,

работа начинается.

Усердно будем мы трудиться,

чтобы чему-то научиться!

- Посмотрите, к нам гость катится!(клубочек)

- Давайте его размотаем!

Воспитатель держит клубочек, один ребенок берется за конец нитки.

Воспитатель вызывает по одному детей.

- Миша, встань справа от Кати и возьмись за ниточку.

- Оля, встань слева от Кати и возьмись за ниточку.

- Ира, а ты встань слева от Миши и возьмись за ниточку и т.д.

4

-

Смотрите,

мы

размотали

весь

клубочек.

Интересно,

а

зачем

же

он

прикатился к нам? Может он хочет нам что-то сказать? (откладывают нитку в

сторону).

- А клубочек то не просто так прикатился. Посмотрите – тут письмо! От кого

оно, интересно? От Незнайки! Посмотрим, что он пишет. Ага. Он просит

срочно приехать к нему и помочь решить задачи. Скоро Незнайка пойдет в

школу.

Итак,

представьте,

что

вы

пассажиры,

а

я

кондуктор.

Мы

на

автобусах отправляемся в Солнечный город к Незнайке, чтобы помочь

ему подготовиться к школе. У меня есть билетики (геометрические

фигуры),

а

вот

автобусы

(столы

со

стульями

для

«пассажиров»)

с

опознавательными знаками. Я раздаю вам билеты и вы занимаете места

в соответствующем «автобусе», ориентируясь на свои билеты.

-Все заняли места правильно?

- Слушайте задания.

- А помните ли вы Рассеянного с улицы Бассейной? Он всегда все

путал. И все время забывал, что у него слева, а что справа. Давайте ему

поможем.

Послушайте стихотворение В.Берестова:

Стоял ученик на развилке дорог.

Где право, где лево – понять он не мог.

Но вдруг ученик в голове почесал

Той самой рукою, которой писал.

И мячик кидал, и страницы листал,

И ложку держал, и полы подметал.

«Победа!» - раздался ликующий крик.

Где право, где лево – узнал ученик.

Игра на внимание.

- Дотроньтесь правой рукой до носика, левой рукой до левого уха, топните

правой ножкой, подмигните мне правым глазом, поднимите вверх левую руку

и т.д. (темп убыстряется!).

Игра с карандашами.

- Положите перед собой красный карандаш, справа от него синий, слева от

красного – зеленый, справа от синего – желтый, и т.д.

5

- Догадались, из какой сказки эти цвета? («Цветик-семицветик»)

- Пришла пора и нам собрать лепестки цветика-семицветика.

(У каждого на столах из цветного картона плоскостные лепестки цветика-

семицветика и серединки)

- Положите сначала перед собой серединку цветка.

- Сверху – красный лепесток. Какой лепесток сверху? (красный).

- Назовите цвет лепестков дальше по порядку. Справа от красного лепестка

какой?(оранжевый)

Дети выкладывают лепестки, комментируют, с какой стороны какого цвета

лепесток.

Зрительная гимнастика (с лазерным фонариком).

- Проследите за движениями фонарика и назовите геометрическую фигуру.

Ориентировка по плану.

- А сейчас задание – сюрприз. Вы сами назовете животного, если нарисуете

по клеточкам правильно задание, но сначала нужно сделать Пальчиковую

гимнастику:

Стоит в поле теремок (пальцы соединены и изображают крышу),

На двери висит замок (пальцы переплетены в замок),

Открывает его волк (движения сомкнутыми кистями),

Дерг-дерг, дерг-дерг (влево-вправо, к себе-от себя),

Пришел Петя-петушок и ключом открыл замок (пальцы размыкаются).

-А задание такое – слуховой диктант «Кошка».

От красной точки вверх 4 клетки, 1 клетка вправо, 1 клетка вниз, 2 клетки

вправо, 1 клетка вверх, 1 клетка вправо, 2 клетки вниз, 4 клетки вправо, 1

клетка вверх, 1 клетка влево, 1 клетка вверх, 2 клетки вправо, 7 клеток вниз, 1

клетка влево, 2 клетки вверх, 1 клетка влево, 2 клетки вниз, 1 клетка влево, 2

клетки вверх, 2 клетки влево, 2 клетки вниз, 1 клетка влево, 2 клетки вверх, 1

клетка влево, 2 клетки вниз, 1 клетка влево, 3 клетки вверх, 1 клетка влево,

соединяем с красной точкой.

6

Скоро праздник День Победы. На Красной Площади пройдет парад, в

нем

примут

участие

различные

рода

войск

и

военная

техника.

Отгадайте загадку, какую технику я загадала:

Смело в небе проплывает,

Обгоняя птиц полет.

Человек им управляет.

Что такое? (самолет).

-

В

параде

примут

участие

летчики,

которые

покажут

фигуры

высшего

пилотажа. Сегодня мы будем с вами летчиками.

- Перед вами лежит взлетное поле (лист бумаги). На какую фигуру похоже

оно?

Что

есть

у

прямоугольника?(углы)

Покажите

мне

верхние

углы

пальчиками, нижние углы, правую сторону…..т.д.

-

Поставьте

свой

самолет

на

взлетное

поле-лист

бумаги

внизу.

Самолет

быстро поднимается вверх.

- Где находится самолет?

- Затем стремительно падает вниз, поднимается в правый верхний угол.

- Куда вы поставили свой самолет? т.д.

Дается карточка 0 1 2 3

4 5 6 7

8 9 10

и фишка (матрешка).

- Наша матрешка хочет погулять, но она еще маленькая и одна никуда не

ходит, давайте погуляем вместе с ней.

- Поставьте свою матрешку на цифру 1. Теперь сделайте два шага вправо.

- На какой цифре сейчас стоит матрешка? (3)

- Следующий шаг – один вниз. Где сейчас матрешка (7)

- Затем один шаг влево (6) и т.д.

Посмотрите,

как

разбросаны

наши

фигуры.

Кто

их

раскидал?

Вы

поймете, если отгадаете загадку:

Скромный серенький воришка,

Прошмыгнул почти неслышно,

Утащил он хлеба корку,

Затаился снова в норке.

Держит ушки на макушке,

7

Очень умная зверушка.

Знаешь ты ее, малыш?

Озорница – это (Мышь).

- Наша мышка бежала, хвостиком махнула и рассыпала все наши фигуры.

Помогите мне их собрать, но собирать мы их будем по моим указаниям.

- Возьми красный круг, который лежит справой стороны коробки. Принеси

мне. (Какую фигуру ты принес? Какого цвета? Где ты ее взял?)

- Возьми синий квадрат под коробкой.(Какая фигура? Цвет? Где взял?)

- Принеси то, что лежит слева от коробки. (Что ты принес? Почему?)

ИТОГ:

Мы

помогли

Незнайке

решить

все

задания!

Он

желает

вам

успехов

и

хорошего настроения. Незнайка дарит вам, ребята, разукрашки, контурные

изображения сказочных героев для раскрашивания в свободное время.



В раздел образования