Автор: Шадинянц Марина Николаевна
Должность: учитель обществознания
Учебное заведение: МБОУ Елизаветинская СОШ Азовского района
Населённый пункт: ст. Елизаветинская Ростовская обл.
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Методика обучения обществознанию
Раздел: полное образование
Методика обучения обществознанию
Становление и развитие методики обучения обществознанию как науки
тесно связано с развитием школьной предметной системы. В основе школь-
ной предметной системы лежит принцип выделения отдельных областей
научного знания или способов деятельности, в освоении которых было
заинтересовано
общество
на
этапе
исторического
развития.
Знания,
лежавшие в основе учебных предметов, постоянно пополнялись и специали-
зировались.
Стала более заметной специфика преподавания различных предметов,
которая привела к появлению первых методических рекомендаций по пре-
подаванию предмета. Первоначально эти рекомендации вырастали из обоб-
щения опыта отдельных учителей, затем этот опыт уже стал изучаться
специально. По мере распространения всеобщего образования профессия
учителя-предметника постепенно становилась массовой. Для такого учителя
важны
были
уже
не
отдельные
методические
рекомендации,
а
систе-
матизированные, научно обоснованные подходы к обучению предмету,
которые позволяли бы эффективно осуществлять его преподавание. Во
второй половине XX в. методика предметного обучения приобрела статус
особой отрасли научного педагогического знания.
Этот же путь прошла и методика преподавания обществознания. От
преподавания отдельных предметов обществоведческого цикла и создания
учебных
пособий
перешли
к
обобщению
опыта
преподавания
обществоведения
и
попытке
выработать
методические
рекомендации
для
массового использования (20-е гг. XX в.), и, далее, к научному исследованию
процесса обучения обществоведению и научно обоснованным методическим
рекомендациям (с 60—80 гг. XX в. до сегодняшнего дня).
Теперь обратимся к тому, чем она является по существу, а для этого
определим ее место в системе современного научного знания. Из сказанного
понятно,
что
методика,
прежде
всего,
занимается
процессом
обучения
какому-либо предмету (в нашем случае обществознанию).
Следовательно, она относится к разряду педагогических наук. Внутри
педагогической науки существует такая особая область педагогического
знания, как дидактика, которая специально изучает проблемы обучения. Но
дидактика
изучает
процесс
обучения
в
целом,
на
обобщенном,
теоре-
тическом уровне. Специфику обучения конкретному предмету отражает
именно методика. Поэтому ее иногда называют «частной дидактикой». Как
области
педагогического
знания
дидактика
и
методика
обучения
тесно
взаимодействуют.
Без
опоры
на
дидактические
принципы
и
теории
невозможно правильно выстроить учебный процесс. На уровне методики
происходит конкретизация, исходя из специфики предмета, общих дидак-
тических положений. Например, общие функции и принципы учебника как
основного средства обучения получают свою конкретизацию при создании
учебников по обществознанию. В то же время методика весьма важна для
построения дидактических теорий. Накопленные в методике результаты
изучения и совершенствования образовательного процесса могут служить
для обогащения и развития дидактики.
Взаимосвязь дидактики и методики обучения и отраслей
педагогического знания
Таким образом, методика обучения обществознанию представляет
собой
педагогическую
науку,
исследующую
процесс
обучения
общество-
знанию в целях разработки научно обоснованного методического сопрово-
ждения этого процесса, выявления и познания его наиболее устойчивых
связей
и
закономерностей,
повышения
эффективности
предметного
пре-
подавания.
Попробуем разобраться в этом определении. Итак, методика, прежде
всего, направлена на изучение конкретного педагогического процесса -
процесса обучения обществознанию. Для этого у нее есть определенный
набор научных методов, с помощью которых можно составить представле-
ние о содержании, ходе, результатах процесса обучения. На основе досто-
верных знаний о процессе обучения методика стремится разработать такое
методическое сопровождение, которое позволит достичь целей образования
наиболее
эффективным
путем.
При
этом
могут
быть
установлены
определенные устойчивые связи и отношения между фактами, явлениями,
что в определенной степени, позволяет говорить о наличии объективных
закономерностей в процессе обучения.
Например, современные стандарты ставят задачу овладения школьни-
ком предметными умениями. Различными методами (например, используя
анализ ученических работ) мы устанавливаем, что у учащихся данного
ДИДАКТИКА
ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ
МЕТОДИКА
класса необходимые умения не сформированы или сформированы недоста-
точно. Следующий шаг заключается в установлении причин этого явления
(для
установления
причин
могут
использоваться
ответы
учеников,
анке-
тирование учителей и другие методы). Предположим, что одной из причин
оказывается
недостаточная
направленность
методического
аппарата
учебников на формирование умений учащихся. Снова следует проводить
анализ, уже современных учебников, на предмет того, какие задания име-
ются в учебниках, на что они направлены. Выясняется, что заданий на раз-
витие умений мало, не все умения затронуты, постановка вопросов носит
ситуативный характер. Решением проблемы могла бы стать разработка такого
методического аппарата учебника, в котором формирование умений
осуществлялось бы на системной основе. Естественно, что новый вариант
методического аппарата нужно апробировать в практике преподавания, а
полученные
результаты
должны
быть
подвергнуты
корректировке.
Мы
решили таким путем методическую проблему, но при этом вышли на важ-
ную связь систематичности воздействия на ученика и результатов обучения:
чем
более
систематично
организован
процесс
формирования
предметных
умений, тем выше результаты обучения. Это уже подступы к той устойчивой
связи педагогических явлений, о которых мы говорили выше и которые
входят в структуру методической теории.
Как правило, сам учитель не проводит методических исследований. Он
пользуется уже готовыми разработками. Но, во-первых, никто не препят-
ствует ему в проведении подобных исследований. Они делают, с нашей точки
зрения, профессию еще более увлекательной. А во-вторых, даже соз-давая
свою или используя «чужую» методическую разработку, желательно
иметь в виду, насколько она обоснована, на что опирается и какие принципы
в нее заложены.
Какие проблемы изучает методика обучения обществознанию? Тради-
ционно считается, что методика отвечает на три «классических вопроса»
-«чему учить», «как учить» и «на основе чего учить».Первый вопрос связан с
проблемами учебного содержания. Критерии отбора учебного содержания,
его структура, методологические основы конструирования содержания
обществоведческого образования, психология восприятия и усвоения школь-
никами социальной информации - вот только некоторые проблемы, связанные
с учебным содержанием по обществознанию. Многие вопросы, связанные с
учебным
содержанием
обществознания,
сложны
и
нуждаются
в
научном
изучении. Например, вопросы следующего содержания. Возможен ли единый
методологический
подход
к
конструированию
содержания
курсов
обществознания? Если такой подход возможен, то необходимо прояснить, в
чем он заключается, и как может быть использован. В каком виде должен
быть представлен такой компонент учебного содержания, как социальный
опыт, чтобы он был осознан учеником? Какие учебные методологические
знания
необходимы
ученику
для
освоения
знаний
и
умений?
Какова
психология
восприятия
школьниками
разных
возрастов
социальной
информации?
Таков
далеко
не
полный
перечень
актуальных
вопросов
содержания обществоведческого образования.
Другой важный вопрос - как учить? - напрямую связан с методами,
приемами и формами обучения обществознанию. И здесь есть свой круг
актуальных проблем. Например, неопределенность в том, какие методы
и приемы обучения наиболее адекватны требованиям современных под-ходов
к
обучению
—
развивающему,
системно-деятельностному
и
компе-
тентностному; как наиболее эффективным образом применять предметные
технологии в процессе обучения; каковы требования к современному уроку
обществознания,
какова
в
нем
роль
учителя
и
ученика;
как
следует
организовать
урок
таким
образом,
чтобы
ученик
осваивал
содержание
в
постоянной деятельности. Современная школа невозможна без регулярной
диагностики образовательных результатов. Поэтому неизбежно возникают
вопросы
о
том,
как
использовать
и
конструировать
диагностические
материалы и как на их основе осуществлять коррекцию образовательных
результатов. Сегодня эти вопросы приобрели особую значимость и актуаль-
ноть в методике обучения обществознанию.
Наверное, один из наиболее актуальных вопросов современной мето-
дики
обучения
состоит
в
подборе
обучающих
средств.
Неоднократно
обсуждались и продолжают обсуждаться школьные учебники, в том числе
и по обществознанию. Содержание школьного учебника - это действительно
то, что волнует всех: и государство, и педагогов, и журналистов, и родителей,
и самих учеников. Но еще более важно методическое построение учебника.
Облегчает ли он работу учителя и ученика по освоению курса? Достаточно
ли учебник загрузить в ученический планшет, чтобы его использование стало
эффективным?
Современный
школьник
учится
в
контексте
электронной
образовательной среды. Как использовать и выбирать различные продукты
этой среды, ориентироваться в интернет-ресурсах - эти и другие вопросы
применения современных средств обучения очень значимы.
Перечисленные
вопросы
не
исчерпывают
всего
круга
проблем,
которыми занимается методика обучения обществознанию. Мы живем в гло-
бальном мире и поэтому должны внимательно следить за опытом обучения
дисциплинам обществоведческого цикла, существующим в других странах.
Это целое направление возможных методических исследований.
В
решении
своих
многообразных
задач
методика
обучения
обществознанию взаимодействует с целым рядом областей научного знания.
Это прежде всего педагогика, психология, философия, история, экономика,
политология, юриспруденция, социология, культурология и многие другие
научные направления. Таким образом, методика обучения обществознанию
предстает как интегративная область научного знания, которая использует
и преобразует сведения, полученные из других областей знания в целях
достижения
образовательных
результатов
в
области
обществознания.Для
решения профессиональных и познавательных задач учитель прибегает к
различным источникам методических знаний. К ним относятся нормативные
документы обществоведческого образования - Федеральные государственные
образовательные
стандарты
как
фундаментальное
ядро
содержания
образования,
учебные
программы,
учебные
планы
и
образовательные
программы школ и т.д. Значительный объем информации приобретается в
ходе
анализа
различных
средств
обучения
-
учебников,
УМК,
рабочих
тетрадей,
образовательных
ресурсов,
сборников
задач,
сборников
диагностических материалов и др. В работе учителя особое место занимают
методические
рекомендации
по
реализации
курсов
обществознания.
Эти
методические рекомендации публикуются как отдельные издания (например,
поурочные рекомендации к курсу обществознания), так и в периодической
печати. Периодическая печать представляет собой важный источник
получения методической информации. Для учителей издается специальный
журнал
«Преподавание
истории
и
обществознания
в
школе».
Все
более
широкое
распространение
получают
электронные
журналы,
сайты
преподавателей высшей школы и учителей, образовательные форумы.
Наконец, проблемы обучения обществознания раскрываются на страницах
монографий и диссертаций.
Познание педагогической реальности, связанной с процессом обучения
обществознанию, осуществляется на основе применения ряда научных
методов. Эти методы принято делить на методы эмпирического и теорети-
ческого исследования.Одно из отличий эмпирических методов познания от
теоретических состоит в том, что они изучают реальность на разных уровнях.
На эмпирическом уровне, в основном, устанавливаются факты или явления.
На
теоретическом
уровне
происходит
постижение
смысла,
сущности
отдельно взятого факта, его причин и связей с другими фактами. Содержание
и
использование
исследовательских
методов
многократно
описывались
в
учебной литературе. Хотелось бы обратить внимание на роль эксперимента в
методических исследованиях. Одной из задач методики является повышение
эффективности процесса обучения. Это невозможно только при наблюдении
за процессом обучения со стороны или изучении различных видов докумен-
тации.
Эксперимент позволяет не только получить сведения о педагогическом
процессе, но и преобразовать его, прибегая к личному опыту или массовому
эксперименту. Принято выделять такие виды эксперимента как констатиру-
ющий, поисковый и формирующий. В ходе констатирующего эксперимен та
выясняется состояние вопроса, который подлежит изучению, в практике
преподавания обществознания. На основе материалов констатирующего
эксперимента
предлагаются
возможные
методические
решения
существу-
ющих проблем. Поисковый эксперимент помогает обосновать эти решения
и проверить их на практике. В ходе формирующего эксперимента проверя-
ется эффективность найденных решений, и вырабатываются рекомендации
по преобразованию массовой практики обучения предмета.
Научные методы исследования в методике обучения обществознанию
Эмпирические методы
исследования
Теоретические и универсальные
методы исследования
Тестирование
Наблюдение
Контент-анализ
Эксперимент
Опрос
Беседа
Интервью
Анкетирование
Интерпретация
Понимание
Анализ и синтез
Идеализация и моделирование
Индукция и дедукция
Сравнение
Обобщение
Ранжирование
Классификация
Монографический метод
Осталось затронуть вопрос о месте методики обучения
обществознанию в системе подготовки учителя. Оно отражено на следующей
схеме:
Структура методической подготовки учителя обществознания.
Конструирование
содержания курсов
обществознания
Педагогические
технологии в
обучении
обществознанию
Как видно из схемы, методика обучения обществознанию занимает
центральное место в системе подготовки учителя обществознания. Данная
дисциплина в комплексе затрагивает основные вопросы методики обучения
обществознанию.
Но
они
могут
рассматриваться
и
более
подробно.
Например, особое внимание уделяется содержанию курсов обществознания в
школе, использованию в школе современных педагогических технологий.
Отдельные содержательные модули в рамках курса обществознания имеют
свою
специфику
в
преподавании.
Поэтому
появляются
такие
разделы
методики
обучения
обществознанию,
которые
раскрывают
особенности
обучения
экономике,
праву,
социологии
и
т.д.
Важную
роль
играют
дисциплины,
раскрывающие
актуальные
проблемы
современного
обществознания,
например,
вопросы
диагностики
результатов
обучения,
средств обучения, педагогических рисков.
Освоение методического знания возможно только при постоянном про-
рабатывании его составляющих в ходе практических занятий и самостоя-
тельной работы. Ведь, пожалуй, в методике как нигде актуально положение
«практика - критерий истины».
К середине первого десятилетия XXI в. завершилось формирование
Методика изучения
вопросов
экономики
в школьном курсе
обществознания
Структуры школьного обществоведческого образования и выстраивание
содержания нового интегративного курса «Обществознание», реализующего
принципы
научности
и
системности,
личностно-ориентированного
образования, направленности учащихся на самостоятельное гражданское
действие. На сегодняшнем этапе модернизация системы школьного обще-
ствоведческого образования связана с процессом ее стабилизации.
Модернизация школьного обществоведческого образования
Факторы, обусловившие необходимость модернизации школьного
обществоведческого образования
• Коренные перемены в российском обществе, произошедшие в период после
2000 г.;
• актуальные задачи развития России, поставленные политическим
руководством страны на период до 2020 г.;
• процессы глобализации и изменение международного положения России;
• стремительная трансформация информационной среды;
• новый этап развития базовых общественных наук;
• изменения в системе образования (структурные, содержательные,
технологические);
• накопление опыта преподавания школьного обществоведческого курса и
результаты его анализа
Модернизация школьного обществоведческого образования
Направления трансформации со-
держания и структуры школьного
обществоведческого образования
• Непрерывность
обществоведческого
образования: в учебном плане как
основ-ной (5-9 кл.), так и старшей
(10-11 кл.) школы должен быть
представлен курс обществознания;
• поэтапное расширение и
углубление
рассматриваемой в курсе проблема-
тики с учетом возрастных
особенностей учащихся и изменения
их социального статуса;
Особенности процесса обучения
обществознанию
• Завершение перехода на новые
образовательные стандарты второго
поколения;
• усовершенствование форм государ-
ственной аттестации выпускников
общеобразова тельных организаций
и оценки образовательных достижений
учащихся по обществознанию (ЕГЭ,
накопительная система: рейтинги,
«портфолио» и др.);
• становление диалогичного учебного
пространства, имеющего деятельност-
• полнота освещения важнейших
аспектов жизни человека и
общества, типичных видов
человеческой деятельности;
• сочетание теоретических знаний с
конкретным материалом о
современном, прежде всего,
российском обществе;
• ориентация на систему националь-
ных и общечеловеческих ценностей;
• единство научности и
практической
направленности содержания курса;
• сочетание различных методологи-
ческих подходов и отражение
разных взглядов на развитие
общества, существующие в
социально-гуманитарном познании;
• представление актуальных
проблем развития российского
общества и глобальных проблем
человечества;
• раскрытие внутренней и внешней
политики РФ
ный характер, стимулирующего
индивидуальную и групповую учеб-
ную деятельность, способствующего
демократическому воспитанию
школьников, формированию граж-
данской культуры, приобретению
опыта критического мышления и меж-
культурной коммуникации;
• освоение образовательных
технологий, основанных на ресурсах
новой информационно-образователь-
ной среды (широкое использование
интернета, разработка и внедрение
новых типов компьютеризированных
учебных пособий, применение мето-
дов дистанционного обучения и т.д.);
• использование ресурсов компетент-
ностного подхода, который дополняет
и взаимодействует с классическим
«знаниевым» подходом;
• использование такого эффективного
методического средства, как решение
познавательных и практических задач,
анализ жизненных ситуаций
Методика
преподавания
обществознания -
э т о
о т р а с л ь
педагогической науки, исследующая процесс обучения обществоведческим
дисциплинам с целью повышения его эффективности и качества.
Она
призвана
совершенствовать
процесс
обучения,
его
организацию,
выявлять основные факторы, а также рассматривать вопросы: зачем учить?
чему учить? как учить?
Предметом методики
является
педагогический
процесс
обучения,
преподавание учителем и изучение учениками общественных дисциплин.
Объектом изучения являются содержание, организация, формы и методы
обучения.
Основными
факторами
обучения
являются
цели,
определяемые
государством
и
обществом:
содержание
и
структура
обществоведческого
образования, закрепленные в стандартах, программах, учебниках; научно-
методическая
организация
процесса
обучения
(формы,
методы,
приемы,
средства преподавания и изучения); познавательные возможности учащихся;
результаты обучения.
К задачам методики преподавания обществознания относятся:
- конкретизация целей предмета по классам, темам, урокам;
- отбор содержания в соответствии с целями и познавательными
возможностями учащихся;
- выбор и использование наиболее эффективных методов, приемов и средств
обучения;
- моделирование оптимальных способов и форм организации учебного
процесса с учетом содержания и познавательных возможностей учащихся;
- разработка критериев оценки результатов в обучении;
- программирование и предъявление результатов обучения;
- установление межпредметных и внутрикурсовых связей для реализации
целей обществознания и предупреждения дублирования образовательного
содержания;
- ориентация на обеспечение самоопределения личности;
- создание условий для ее самореализации.
Начальные
знания
и
представления
обществоведческого
характера
формируются
у
учащихся
в
курсах
начальной
и
средней
школы.
Это
окружающий мир, обществознание, история, экономика, граждановедение и
т.д.
Учебный
предмет
"Обществознание"
формирует
предпосылки
для
профессионального самоопределения учащихся через знакомство с системой
общественных
отношений:
экономических,
социальных,
политических,
национальных,
культурно-мировоззренческих,
духовно-нравственных.
К
таким
предпосылкам
относятся
полные
знания
обо
всех
сферах
жизни
общества. Как известно, самореализация неосуществима без представления о
возможностях,
которые
существуют
в
различных
областях
и
видах
человеческой деятельности, а также без самопознания, без оценки своих
собственных
качеств.
Необходимые
для
этого
знания
и
д а е т
обществоведческое образование.
Содержащееся в Федеральном законе "Об образовании в Российской
Федерации" требование способствовать реализации права обучающихся на
свободный выбор мнений и убеждений побуждает к созданию средствами
обществознания
важных
условий
такой
свободы:
представления
о
множественности подходов и сложности решения общественных проблем, а
также критичности мышления, формируемой при рассмотрении различных
точек
зрения
на
изучаемые
в
курсе
общественные
проблемы.
Без
обществоведческого
образования
невозможно
в
полной
мере
выполнить
требование
закона
о
формировании
гражданина,
интегрированного
в
современное
общество.
Решение
этой
задачи,
которая
включает
в
себя
политическую,
правовую,
экономическую
и
нравственно-патриотическую
составляющие. Она охватывает не только взаимоотношения гражданина и
государства, но и различные аспекты отношений в гражданском обществе.
Все они наиболее полно представлены в содержании обществоведческого
образования.
Знания, полученные на уроках обществознания, помогут школьникам
стать мыслящими, активными, самостоятельно действующими гражданами,
творческой личностью, стремящейся преобразовать себя и окружающий мир.
Содержание
курса
постоянно
обновляется.
Это
связано
с
процессами,
которые происходят в развитии самого общества и общественных науках.
Методика
преподавания
призвана
осуществить
оптимальный
отбор
содержания, методические пути его изучения в урочное время, а также на
внеурочных, внешкольных занятиях.
Подбирая материал к уроку обществоведческого цикла, учителю
необходимо руководствоваться следующими принципами:
- научности (требует от учителя подбора материала в соответствии с
современными достижениями наук, нацеливает на использование в
организации учебной деятельности проблемного содержания);
- доступности (обязывает педагога учитывать реальные возможности
учащихся, их психологическую, физическую, интеллектуальную
подготовленность к восприятию учебного материала);
- единства обучающего, развивающего, воспитывающего характера материала
(предполагает всестороннее воздействие на личность учащегося);
- единства теории и практики (предусматривает использование учениками
полученных знаний в обычной жизни);
- целесообразности (обязывает учителя при подборе материала учитывать его
необходимость и достаточность при усвоении учениками в данный момент);
- актуальности (предусматривает включение в урок материала, который
связан с реальными событиями, происходящими в городе, в стране, в мире
ежедневно, что позволяет учителю и ученикам быть в курсе всех событий);
- значимости (предполагает важность обществоведческого материала для
учащихся по тем или иным причинам, поэтому учителю важно учитывать
особенности конкретного класса);
- последовательности и систематичности (предполагает определенный
порядок и систему подбора материала не только к каждому уроку, но и в
течение всего учебного года, на протяжении всех лет изучения курса).
Выполнение этого принципа способствует сохранению преемственности
содержательной и процессуальной сторон обучения;
- положительного ориентирования требует от учителя найти материал таким
образом, чтобы он решал задачи патриотического, гражданского,
нравственного воспитания;
- стимулирования сознательности и активности (обязывает учителя подбирать
материал так, чтобы учащиеся не только запоминали его, но и осознанно
применяли, проявляли интерес к знаниям в данной области, самостоятельно
искали решение появившихся проблем);
- интегрированность (учитывает межпредметные и внутрикурсовые связи и
предупреждает дублирование материала).
Фундаментальные изменения в обществе не могли не отразиться па
образовательной
политике
государства.
Принятие
Закона
РФ
"Об
образовании", определившего сущность и новые подходы в образовательной
политике, позволило создать новый обществоведческий курс, изменить его
структуру
и
содержание.
Его
новая
концепция
была
разработана
в
лаборатории
обществоведческого
образования
Института
содержания
и
методов образования Российской академии образования под руководством Л.
Н. Боголюбова.
В
современной
школе обществознание -
уч е б ны й
п р е д м е т,
фундаментом которого являются научные знания о человеке и об обществе, о
влиянии социальных факторов на жизнь каждого человека. Их раскрытие,
интерпретация, оценка базируются на результатах исследований, научном
аппарате комплекса общественных наук (социология, экономическая теория,
политология, культурология, правоведение, этика, социальная психология), а
также философии.
Школьное
обществознание
содержательно
интегрирует
достижения
разных наук с целью подготовить школьников к условиям жизни в обществе,
к решению практических задач, возникающих в процессе их деятельности. В
основе
содержания
курса
"Обществознание"
находится
человек"
в
его
взаимодействии с окружающим миром и обществом, что подчеркивает его
гуманистическую направленность.
Одна из основных целей преподавания обществознания - формирование
на
основе
образовательной
социально-коммуникативной
компетентности
учащихся
их
способности
к
усвоению
новой
информации,
социализация
подростка, его приобщение к ценностям демократии, правового государства,
гражданского
общества.
Данная
цель
соответствует
закрепленным
в
Конституции
РФ
основам
государственного
устройства,
потребностям
общества и интересам самих подростков, а также системе современного
образования. Достижение поставленной цели возможно на основе системно-
деятельностного подхода, активного включения школьников в общественную
жизнь, понимания своего внутреннего мира и индивидуальности, принятие
правовых,
культурных
и
моральных
принципов,
формирования
правосознания,
умения
строить
отношения
в
семье,
установления
социального
взаимодействия
на
основе
сотрудничества,
ориентации
в
экономических отношениях, формирования активной гражданской позиции в
политической области, осмысления реалий современного глобального мира.
Эти основные требования и отражены в содержательной составляющей курса
"Обществознание".
Преподавание курса "Обществознание" в школе ставит общей задачей
создание
максимально
благоприятных
условий
для
развития
свободной,
мыслящей,
информированной
и
осознающей
ответственность
за
совершенные поступки личности. С ней неразрывно связаны следующие
целевые установки:
-
социализация, п о д г о т о в к а
к
ж и з н и
в
о б щ е с т в е
в
X X I
в . ;
воспитание патриотизма через
осознание
сопричастности
к
судьбам
Родины;
-
самостоятельность через
формирование
мотивации
к
познанию,
творчеству, обучению и самообучению на протяжении всей жизни;
-
коммуникация с целью сотрудничества с другими людьми для достижения
общего социально значимого результата;
- уважение ценности социального, мировоззренческого, конфессионального и
культурного
многообразия;
умение
делать
свободный,
осознанный
и
ответственный выбор при
принятии
решений
и
выработке
собственной
позиции по важным мировоззренческим вопросам;
- конструктивность, выражающаяся в умении предлагать собственные пути
решения общественных проблем, отказе от нигилизма.
Перечисленные целевые установки базируются на следующих ценностных
ориентирах:
1) гуманизм, выражающийся в первостепенной значимости жизни человека с
его нуждами и потребностями;
2) здоровье, понимаемое как комплекс физических и психических условий
развития личности;
3)
гражданская
ответственность,
проявляющаяся
в
принятии
ценностей
демократии,
правового
государства
и
гражданского
общества,
выработки
активной гражданской позиции, преодолении социального иждивенчества и
инфантилизма, освоении основных социальных ролей;
4) консолидация нации через воплощение в жизнь принципов социальной
справедливости, противодействие сепаратизму и экстремизму в любых его
проявлениях;
5)
толерантность,
подразумевающая
умение
строить
отношения
с
представителями
других
культур,
принятие
неодинаковости
людей
как
условия
существования
человеческого
сообщества,
стремление
к
поиску
согласия и взаимодействию на основе общечеловеческих ценностей;
6)
информированность,
способствующая
поиску
информации
из
разных
источников,
умению
проверять
се
объективность
путем
проведения
сравнительного
исследования,
анализа,
отделения
главного
от
второстепенного,
фактов
от
мнений;
а
также
проявляющаяся
в
умении
противостоять информационному давлению и манипулированию сознанием;
7)
независимость,
показывающая
не
только
стремление
к
внешнему
государственному
суверенитету,
но
и
стремление
к
экономической,
идеологической и геополитической самостоятельности;
8)
легитимность
власти,
формирующая
взаимодействие
институтов
управления с гражданами, общественную стабильность и видение мирных
способов отстаивания своих интересов;
9)
открытость,
реализуемая
через
прозрачность
механизмов
принятия
решений и существующих правил, доступность информации о принятых
решениях.
Демократия, правовое государство, гражданское общество, разделение
властей,
парламентаризм,
частная
собственность
и
другие
являются
важнейшим
условием
реализации
выделенных
целевых
установок
и
ценностных ориентиров. Перечисленные установки и ориентиры неразрывно
связаны друг с другом, образуют общий контекст, и их выделение носит
условный характер.
Исходя
из
заявленной
цели,
целевых
установок
и
ценностных
ориентации,
можно
определить
следующие
образовательные
задачи
преподавания курса обществознания:
- раскрытие закономерностей развития общества, общественной жизни;
- утверждение неповторимости внутреннего мира каждого индивида и его
самоценности;
- выявление внутренних связей между личным и общественным в человеке;
- определение влияния политических процессов на повседневную жизнь
человека;
- ознакомление школьников с отечественными и зарубежными системами
правовых отношений в обществе;
- формирование демократической системы ценностей подрастающего
поколения;
- создание условий для раскрытия творческих способностей личности;
- развитие аналитического мышления и умения делать осознанный выбор;
- моделирование актуальных и практически значимых для школьников
ситуаций, разрешение которых помогает занять ту или иную позицию в
реальной жизни;
- выработка активного отношения подростков к жизни и окружающему миру;
- развитие нестандартности мышления, креативности и творческих
способностей;
- понимание ценности образования в современном мире и активизация
стремления к самообразованию;
- передача социальных ценностей, способствующих преемственности
сложившихся социальных устоев и общественной стабильности.
В
соответствии
с
Федеральным
государственным
образовательным
стандартом
целями
обществоведческого
образования
в
старшей
школе
являются содействие:
-
формированию
общероссийской
идентичности,
пат риотизма,
гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания,
толерантности, приверженности ценностям, закрепленным в Конституции
РФ;
-
воспитанию
и
социализации
обучающихся,
их
самоидентификации
посредством личностно и общественно значимой деятельности, социального
и гражданского становления;
-
развитию
личности,
повышению
уровня
ее
духовно-нравственной,
политической и правовой культуры, становлению социального поведения,
основанного на уважении закона и правопорядка; углублению интереса к
изучению
социальных
и
гуманитарных
дисциплин;
формированию
способности к личному самоопределению, самореализации, самоконтролю;
повышению
мотивации
к
высокопроизводительной,
наукоемкой
трудовой
деятельности;
-
формированию
у
учащихся
целостной
картины
общества,
адекватной
современному
уровню
знаний
о
нем
и
доступной
по
содержанию
для
школьников
младшего
и
среднего
подросткового
возраста;
освоению
учащимися тех знаний об основных сферах человеческой деятельности и о
социальных институтах, о формах регулирования общественных отношений,
которые необходимы для взаимодействия с социальной средой и выполнения
типичных социальных ролей человека и гражданина;
- овладению учащимися умениями получать из разнообразных источников и
критически
осмысливать
социальную
информацию,
систематизировать,
анализировать полученные данные; освоению ими способов познавательной,
коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в
жизни гражданского общества и правового государства;
- формированию у учащихся опыта применения полученных знаний и умений
для определения собственной позиции в общественной жизни; для решения
типичных
задач
в
области
социальных
отношений;
для
осуществления
гражданской
и
общественной
деятельности,
развития
межличностных
отношений, включая отношения между людьми различных национальностей
и
вероисповеданий,
а
также
в
семейно-бытовой
сфере;
для
соотнесения
собственного
поведения
и
поступков
других
людей
с
нравственными
ценностями и нормами поведения, установленными законом; для содействия
правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.
В
школьном
курсе
"Обществознание"
нет
принципа
"неодолимой
силы", такого, как принцип хронологии в истории, который диктовал бы
лишь
одну
последовательность
построения
курса.
Образовательно-
воспитательные цели данного учебного предмета могут быть достигнуты с
использованием
различных
моделей
построения
содержания
курса
для
основной и старшей школы.
При изучении содержания курса по обществознанию в старшей школе в
каждом
классе
необходимо
опираться
на
знания
учащихся
по
смежным
учебным
предметам,
прежде
всего
истории.
Межпредметные
связи
позволяют включать в учебный процесс исторические факты, литературные
образы и, что особенно важно, обобщения, сформулированные при изучении
тем различных учебных дисциплин, которое может проходить одновременно
с
изучением
обществознания
или
опережать
его.
В
свою
очередь,
обществоведческая подготовка учащихся старших классов вносит свой вклад
в формируемые у них при изучении других учебных предметов знания и
представления
о
мире
и
человеке,
о
способах
познания
и
изменении
действительности, а также способствует выработке универсальных учебных
действий. Достижение поставленных целей, успешное овладение учебным
содержанием данного предмета предполагает использование разнообразных
методов и средств обучения.