Напоминание

Методика обучения обществознанию


Автор: Шадинянц Марина Николаевна
Должность: учитель обществознания
Учебное заведение: МБОУ Елизаветинская СОШ Азовского района
Населённый пункт: ст. Елизаветинская Ростовская обл.
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Методика обучения обществознанию
Раздел: полное образование





Назад




Методика обучения обществознанию

Становление и развитие методики обучения обществознанию как науки

тесно связано с развитием школьной предметной системы. В основе школь-

ной предметной системы лежит принцип выделения отдельных областей

научного знания или способов деятельности, в освоении которых было

заинтересовано

общество

на

этапе

исторического

развития.

Знания,

лежавшие в основе учебных предметов, постоянно пополнялись и специали-

зировались.

Стала более заметной специфика преподавания различных предметов,

которая привела к появлению первых методических рекомендаций по пре-

подаванию предмета. Первоначально эти рекомендации вырастали из обоб-

щения опыта отдельных учителей, затем этот опыт уже стал изучаться

специально. По мере распространения всеобщего образования профессия

учителя-предметника постепенно становилась массовой. Для такого учителя

важны

были

уже

не

отдельные

методические

рекомендации,

а

систе-

матизированные, научно обоснованные подходы к обучению предмету,

которые позволяли бы эффективно осуществлять его преподавание. Во

второй половине XX в. методика предметного обучения приобрела статус

особой отрасли научного педагогического знания.

Этот же путь прошла и методика преподавания обществознания. От

преподавания отдельных предметов обществоведческого цикла и создания

учебных

пособий

перешли

к

обобщению

опыта

преподавания

обществоведения

и

попытке

выработать

методические

рекомендации

для

массового использования (20-е гг. XX в.), и, далее, к научному исследованию

процесса обучения обществоведению и научно обоснованным методическим

рекомендациям (с 60—80 гг. XX в. до сегодняшнего дня).

Теперь обратимся к тому, чем она является по существу, а для этого

определим ее место в системе современного научного знания. Из сказанного

понятно,

что

методика,

прежде

всего,

занимается

процессом

обучения

какому-либо предмету (в нашем случае обществознанию).

Следовательно, она относится к разряду педагогических наук. Внутри

педагогической науки существует такая особая область педагогического

знания, как дидактика, которая специально изучает проблемы обучения. Но

дидактика

изучает

процесс

обучения

в

целом,

на

обобщенном,

теоре-

тическом уровне. Специфику обучения конкретному предмету отражает

именно методика. Поэтому ее иногда называют «частной дидактикой». Как

области

педагогического

знания

дидактика

и

методика

обучения

тесно

взаимодействуют.

Без

опоры

на

дидактические

принципы

и

теории

невозможно правильно выстроить учебный процесс. На уровне методики

происходит конкретизация, исходя из специфики предмета, общих дидак-

тических положений. Например, общие функции и принципы учебника как

основного средства обучения получают свою конкретизацию при создании

учебников по обществознанию. В то же время методика весьма важна для

построения дидактических теорий. Накопленные в методике результаты

изучения и совершенствования образовательного процесса могут служить

для обогащения и развития дидактики.

Взаимосвязь дидактики и методики обучения и отраслей

педагогического знания

Таким образом, методика обучения обществознанию представляет

собой

педагогическую

науку,

исследующую

процесс

обучения

общество-

знанию в целях разработки научно обоснованного методического сопрово-

ждения этого процесса, выявления и познания его наиболее устойчивых

связей

и

закономерностей,

повышения

эффективности

предметного

пре-

подавания.

Попробуем разобраться в этом определении. Итак, методика, прежде

всего, направлена на изучение конкретного педагогического процесса -

процесса обучения обществознанию. Для этого у нее есть определенный

набор научных методов, с помощью которых можно составить представле-

ние о содержании, ходе, результатах процесса обучения. На основе досто-

верных знаний о процессе обучения методика стремится разработать такое

методическое сопровождение, которое позволит достичь целей образования

наиболее

эффективным

путем.

При

этом

могут

быть

установлены

определенные устойчивые связи и отношения между фактами, явлениями,

что в определенной степени, позволяет говорить о наличии объективных

закономерностей в процессе обучения.

Например, современные стандарты ставят задачу овладения школьни-

ком предметными умениями. Различными методами (например, используя

анализ ученических работ) мы устанавливаем, что у учащихся данного

ДИДАКТИКА

ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ

МЕТОДИКА

класса необходимые умения не сформированы или сформированы недоста-

точно. Следующий шаг заключается в установлении причин этого явления

(для

установления

причин

могут

использоваться

ответы

учеников,

анке-

тирование учителей и другие методы). Предположим, что одной из причин

оказывается

недостаточная

направленность

методического

аппарата

учебников на формирование умений учащихся. Снова следует проводить

анализ, уже современных учебников, на предмет того, какие задания име-

ются в учебниках, на что они направлены. Выясняется, что заданий на раз-

витие умений мало, не все умения затронуты, постановка вопросов носит

ситуативный характер. Решением проблемы могла бы стать разработка такого

методического аппарата учебника, в котором формирование умений

осуществлялось бы на системной основе. Естественно, что новый вариант

методического аппарата нужно апробировать в практике преподавания, а

полученные

результаты

должны

быть

подвергнуты

корректировке.

Мы

решили таким путем методическую проблему, но при этом вышли на важ-

ную связь систематичности воздействия на ученика и результатов обучения:

чем

более

систематично

организован

процесс

формирования

предметных

умений, тем выше результаты обучения. Это уже подступы к той устойчивой

связи педагогических явлений, о которых мы говорили выше и которые

входят в структуру методической теории.

Как правило, сам учитель не проводит методических исследований. Он

пользуется уже готовыми разработками. Но, во-первых, никто не препят-

ствует ему в проведении подобных исследований. Они делают, с нашей точки

зрения, профессию еще более увлекательной. А во-вторых, даже соз-давая

свою или используя «чужую» методическую разработку, желательно

иметь в виду, насколько она обоснована, на что опирается и какие принципы

в нее заложены.

Какие проблемы изучает методика обучения обществознанию? Тради-

ционно считается, что методика отвечает на три «классических вопроса»

-«чему учить», «как учить» и «на основе чего учить».Первый вопрос связан с

проблемами учебного содержания. Критерии отбора учебного содержания,

его структура, методологические основы конструирования содержания

обществоведческого образования, психология восприятия и усвоения школь-

никами социальной информации - вот только некоторые проблемы, связанные

с учебным содержанием по обществознанию. Многие вопросы, связанные с

учебным

содержанием

обществознания,

сложны

и

нуждаются

в

научном

изучении. Например, вопросы следующего содержания. Возможен ли единый

методологический

подход

к

конструированию

содержания

курсов

обществознания? Если такой подход возможен, то необходимо прояснить, в

чем он заключается, и как может быть использован. В каком виде должен

быть представлен такой компонент учебного содержания, как социальный

опыт, чтобы он был осознан учеником? Какие учебные методологические

знания

необходимы

ученику

для

освоения

знаний

и

умений?

Какова

психология

восприятия

школьниками

разных

возрастов

социальной

информации?

Таков

далеко

не

полный

перечень

актуальных

вопросов

содержания обществоведческого образования.

Другой важный вопрос - как учить? - напрямую связан с методами,

приемами и формами обучения обществознанию. И здесь есть свой круг

актуальных проблем. Например, неопределенность в том, какие методы

и приемы обучения наиболее адекватны требованиям современных под-ходов

к

обучению

развивающему,

системно-деятельностному

и

компе-

тентностному; как наиболее эффективным образом применять предметные

технологии в процессе обучения; каковы требования к современному уроку

обществознания,

какова

в

нем

роль

учителя

и

ученика;

как

следует

организовать

урок

таким

образом,

чтобы

ученик

осваивал

содержание

в

постоянной деятельности. Современная школа невозможна без регулярной

диагностики образовательных результатов. Поэтому неизбежно возникают

вопросы

о

том,

как

использовать

и

конструировать

диагностические

материалы и как на их основе осуществлять коррекцию образовательных

результатов. Сегодня эти вопросы приобрели особую значимость и актуаль-

ноть в методике обучения обществознанию.

Наверное, один из наиболее актуальных вопросов современной мето-

дики

обучения

состоит

в

подборе

обучающих

средств.

Неоднократно

обсуждались и продолжают обсуждаться школьные учебники, в том числе

и по обществознанию. Содержание школьного учебника - это действительно

то, что волнует всех: и государство, и педагогов, и журналистов, и родителей,

и самих учеников. Но еще более важно методическое построение учебника.

Облегчает ли он работу учителя и ученика по освоению курса? Достаточно

ли учебник загрузить в ученический планшет, чтобы его использование стало

эффективным?

Современный

школьник

учится

в

контексте

электронной

образовательной среды. Как использовать и выбирать различные продукты

этой среды, ориентироваться в интернет-ресурсах - эти и другие вопросы

применения современных средств обучения очень значимы.

Перечисленные

вопросы

не

исчерпывают

всего

круга

проблем,

которыми занимается методика обучения обществознанию. Мы живем в гло-

бальном мире и поэтому должны внимательно следить за опытом обучения

дисциплинам обществоведческого цикла, существующим в других странах.

Это целое направление возможных методических исследований.

В

решении

своих

многообразных

задач

методика

обучения

обществознанию взаимодействует с целым рядом областей научного знания.

Это прежде всего педагогика, психология, философия, история, экономика,

политология, юриспруденция, социология, культурология и многие другие

научные направления. Таким образом, методика обучения обществознанию

предстает как интегративная область научного знания, которая использует

и преобразует сведения, полученные из других областей знания в целях

достижения

образовательных

результатов

в

области

обществознания.Для

решения профессиональных и познавательных задач учитель прибегает к

различным источникам методических знаний. К ним относятся нормативные

документы обществоведческого образования - Федеральные государственные

образовательные

стандарты

как

фундаментальное

ядро

содержания

образования,

учебные

программы,

учебные

планы

и

образовательные

программы школ и т.д. Значительный объем информации приобретается в

ходе

анализа

различных

средств

обучения

-

учебников,

УМК,

рабочих

тетрадей,

образовательных

ресурсов,

сборников

задач,

сборников

диагностических материалов и др. В работе учителя особое место занимают

методические

рекомендации

по

реализации

курсов

обществознания.

Эти

методические рекомендации публикуются как отдельные издания (например,

поурочные рекомендации к курсу обществознания), так и в периодической

печати. Периодическая печать представляет собой важный источник

получения методической информации. Для учителей издается специальный

журнал

«Преподавание

истории

и

обществознания

в

школе».

Все

более

широкое

распространение

получают

электронные

журналы,

сайты

преподавателей высшей школы и учителей, образовательные форумы.

Наконец, проблемы обучения обществознания раскрываются на страницах

монографий и диссертаций.

Познание педагогической реальности, связанной с процессом обучения

обществознанию, осуществляется на основе применения ряда научных

методов. Эти методы принято делить на методы эмпирического и теорети-

ческого исследования.Одно из отличий эмпирических методов познания от

теоретических состоит в том, что они изучают реальность на разных уровнях.

На эмпирическом уровне, в основном, устанавливаются факты или явления.

На

теоретическом

уровне

происходит

постижение

смысла,

сущности

отдельно взятого факта, его причин и связей с другими фактами. Содержание

и

использование

исследовательских

методов

многократно

описывались

в

учебной литературе. Хотелось бы обратить внимание на роль эксперимента в

методических исследованиях. Одной из задач методики является повышение

эффективности процесса обучения. Это невозможно только при наблюдении

за процессом обучения со стороны или изучении различных видов докумен-

тации.

Эксперимент позволяет не только получить сведения о педагогическом

процессе, но и преобразовать его, прибегая к личному опыту или массовому

эксперименту. Принято выделять такие виды эксперимента как констатиру-

ющий, поисковый и формирующий. В ходе констатирующего эксперимен та

выясняется состояние вопроса, который подлежит изучению, в практике

преподавания обществознания. На основе материалов констатирующего

эксперимента

предлагаются

возможные

методические

решения

существу-

ющих проблем. Поисковый эксперимент помогает обосновать эти решения

и проверить их на практике. В ходе формирующего эксперимента проверя-

ется эффективность найденных решений, и вырабатываются рекомендации

по преобразованию массовой практики обучения предмета.

Научные методы исследования в методике обучения обществознанию

Эмпирические методы

исследования

Теоретические и универсальные

методы исследования

Тестирование

Наблюдение

Контент-анализ

Эксперимент

Опрос

Беседа

Интервью

Анкетирование

Интерпретация

Понимание

Анализ и синтез

Идеализация и моделирование

Индукция и дедукция

Сравнение

Обобщение

Ранжирование

Классификация

Монографический метод

Осталось затронуть вопрос о месте методики обучения

обществознанию в системе подготовки учителя. Оно отражено на следующей

схеме:

Структура методической подготовки учителя обществознания.

Конструирование

содержания курсов

обществознания

Педагогические

технологии в

обучении

обществознанию

Как видно из схемы, методика обучения обществознанию занимает

центральное место в системе подготовки учителя обществознания. Данная

дисциплина в комплексе затрагивает основные вопросы методики обучения

обществознанию.

Но

они

могут

рассматриваться

и

более

подробно.

Например, особое внимание уделяется содержанию курсов обществознания в

школе, использованию в школе современных педагогических технологий.

Отдельные содержательные модули в рамках курса обществознания имеют

свою

специфику

в

преподавании.

Поэтому

появляются

такие

разделы

методики

обучения

обществознанию,

которые

раскрывают

особенности

обучения

экономике,

праву,

социологии

и

т.д.

Важную

роль

играют

дисциплины,

раскрывающие

актуальные

проблемы

современного

обществознания,

например,

вопросы

диагностики

результатов

обучения,

средств обучения, педагогических рисков.

Освоение методического знания возможно только при постоянном про-

рабатывании его составляющих в ходе практических занятий и самостоя-

тельной работы. Ведь, пожалуй, в методике как нигде актуально положение

«практика - критерий истины».

К середине первого десятилетия XXI в. завершилось формирование

Методика изучения

вопросов

экономики

в школьном курсе

обществознания

Структуры школьного обществоведческого образования и выстраивание

содержания нового интегративного курса «Обществознание», реализующего

принципы

научности

и

системности,

личностно-ориентированного

образования, направленности учащихся на самостоятельное гражданское

действие. На сегодняшнем этапе модернизация системы школьного обще-

ствоведческого образования связана с процессом ее стабилизации.

Модернизация школьного обществоведческого образования

Факторы, обусловившие необходимость модернизации школьного

обществоведческого образования

• Коренные перемены в российском обществе, произошедшие в период после

2000 г.;

• актуальные задачи развития России, поставленные политическим

руководством страны на период до 2020 г.;

• процессы глобализации и изменение международного положения России;

• стремительная трансформация информационной среды;

• новый этап развития базовых общественных наук;

• изменения в системе образования (структурные, содержательные,

технологические);

• накопление опыта преподавания школьного обществоведческого курса и

результаты его анализа

Модернизация школьного обществоведческого образования

Направления трансформации со-

держания и структуры школьного

обществоведческого образования

• Непрерывность

обществоведческого

образования: в учебном плане как

основ-ной (5-9 кл.), так и старшей

(10-11 кл.) школы должен быть

представлен курс обществознания;

• поэтапное расширение и

углубление

рассматриваемой в курсе проблема-

тики с учетом возрастных

особенностей учащихся и изменения

их социального статуса;

Особенности процесса обучения

обществознанию

• Завершение перехода на новые

образовательные стандарты второго

поколения;

• усовершенствование форм государ-

ственной аттестации выпускников

общеобразова тельных организаций

и оценки образовательных достижений

учащихся по обществознанию (ЕГЭ,

накопительная система: рейтинги,

«портфолио» и др.);

• становление диалогичного учебного

пространства, имеющего деятельност-

• полнота освещения важнейших

аспектов жизни человека и

общества, типичных видов

человеческой деятельности;

• сочетание теоретических знаний с

конкретным материалом о

современном, прежде всего,

российском обществе;

• ориентация на систему националь-

ных и общечеловеческих ценностей;

• единство научности и

практической

направленности содержания курса;

• сочетание различных методологи-

ческих подходов и отражение

разных взглядов на развитие

общества, существующие в

социально-гуманитарном познании;

• представление актуальных

проблем развития российского

общества и глобальных проблем

человечества;

• раскрытие внутренней и внешней

политики РФ

ный характер, стимулирующего

индивидуальную и групповую учеб-

ную деятельность, способствующего

демократическому воспитанию

школьников, формированию граж-

данской культуры, приобретению

опыта критического мышления и меж-

культурной коммуникации;

• освоение образовательных

технологий, основанных на ресурсах

новой информационно-образователь-

ной среды (широкое использование

интернета, разработка и внедрение

новых типов компьютеризированных

учебных пособий, применение мето-

дов дистанционного обучения и т.д.);

• использование ресурсов компетент-

ностного подхода, который дополняет

и взаимодействует с классическим

«знаниевым» подходом;

• использование такого эффективного

методического средства, как решение

познавательных и практических задач,

анализ жизненных ситуаций

Методика

преподавания

обществознания -

э т о

о т р а с л ь

педагогической науки, исследующая процесс обучения обществоведческим

дисциплинам с целью повышения его эффективности и качества.

Она

призвана

совершенствовать

процесс

обучения,

его

организацию,

выявлять основные факторы, а также рассматривать вопросы: зачем учить?

чему учить? как учить?

Предметом методики

является

педагогический

процесс

обучения,

преподавание учителем и изучение учениками общественных дисциплин.

Объектом изучения являются содержание, организация, формы и методы

обучения.

Основными

факторами

обучения

являются

цели,

определяемые

государством

и

обществом:

содержание

и

структура

обществоведческого

образования, закрепленные в стандартах, программах, учебниках; научно-

методическая

организация

процесса

обучения

(формы,

методы,

приемы,

средства преподавания и изучения); познавательные возможности учащихся;

результаты обучения.

К задачам методики преподавания обществознания относятся:

- конкретизация целей предмета по классам, темам, урокам;

- отбор содержания в соответствии с целями и познавательными

возможностями учащихся;

- выбор и использование наиболее эффективных методов, приемов и средств

обучения;

- моделирование оптимальных способов и форм организации учебного

процесса с учетом содержания и познавательных возможностей учащихся;

- разработка критериев оценки результатов в обучении;

- программирование и предъявление результатов обучения;

- установление межпредметных и внутрикурсовых связей для реализации

целей обществознания и предупреждения дублирования образовательного

содержания;

- ориентация на обеспечение самоопределения личности;

- создание условий для ее самореализации.

Начальные

знания

и

представления

обществоведческого

характера

формируются

у

учащихся

в

курсах

начальной

и

средней

школы.

Это

окружающий мир, обществознание, история, экономика, граждановедение и

т.д.

Учебный

предмет

"Обществознание"

формирует

предпосылки

для

профессионального самоопределения учащихся через знакомство с системой

общественных

отношений:

экономических,

социальных,

политических,

национальных,

культурно-мировоззренческих,

духовно-нравственных.

К

таким

предпосылкам

относятся

полные

знания

обо

всех

сферах

жизни

общества. Как известно, самореализация неосуществима без представления о

возможностях,

которые

существуют

в

различных

областях

и

видах

человеческой деятельности, а также без самопознания, без оценки своих

собственных

качеств.

Необходимые

для

этого

знания

и

д а е т

обществоведческое образование.

Содержащееся в Федеральном законе "Об образовании в Российской

Федерации" требование способствовать реализации права обучающихся на

свободный выбор мнений и убеждений побуждает к созданию средствами

обществознания

важных

условий

такой

свободы:

представления

о

множественности подходов и сложности решения общественных проблем, а

также критичности мышления, формируемой при рассмотрении различных

точек

зрения

на

изучаемые

в

курсе

общественные

проблемы.

Без

обществоведческого

образования

невозможно

в

полной

мере

выполнить

требование

закона

о

формировании

гражданина,

интегрированного

в

современное

общество.

Решение

этой

задачи,

которая

включает

в

себя

политическую,

правовую,

экономическую

и

нравственно-патриотическую

составляющие. Она охватывает не только взаимоотношения гражданина и

государства, но и различные аспекты отношений в гражданском обществе.

Все они наиболее полно представлены в содержании обществоведческого

образования.

Знания, полученные на уроках обществознания, помогут школьникам

стать мыслящими, активными, самостоятельно действующими гражданами,

творческой личностью, стремящейся преобразовать себя и окружающий мир.

Содержание

курса

постоянно

обновляется.

Это

связано

с

процессами,

которые происходят в развитии самого общества и общественных науках.

Методика

преподавания

призвана

осуществить

оптимальный

отбор

содержания, методические пути его изучения в урочное время, а также на

внеурочных, внешкольных занятиях.

Подбирая материал к уроку обществоведческого цикла, учителю

необходимо руководствоваться следующими принципами:

- научности (требует от учителя подбора материала в соответствии с

современными достижениями наук, нацеливает на использование в

организации учебной деятельности проблемного содержания);

- доступности (обязывает педагога учитывать реальные возможности

учащихся, их психологическую, физическую, интеллектуальную

подготовленность к восприятию учебного материала);

- единства обучающего, развивающего, воспитывающего характера материала

(предполагает всестороннее воздействие на личность учащегося);

- единства теории и практики (предусматривает использование учениками

полученных знаний в обычной жизни);

- целесообразности (обязывает учителя при подборе материала учитывать его

необходимость и достаточность при усвоении учениками в данный момент);

- актуальности (предусматривает включение в урок материала, который

связан с реальными событиями, происходящими в городе, в стране, в мире

ежедневно, что позволяет учителю и ученикам быть в курсе всех событий);

- значимости (предполагает важность обществоведческого материала для

учащихся по тем или иным причинам, поэтому учителю важно учитывать

особенности конкретного класса);

- последовательности и систематичности (предполагает определенный

порядок и систему подбора материала не только к каждому уроку, но и в

течение всего учебного года, на протяжении всех лет изучения курса).

Выполнение этого принципа способствует сохранению преемственности

содержательной и процессуальной сторон обучения;

- положительного ориентирования требует от учителя найти материал таким

образом, чтобы он решал задачи патриотического, гражданского,

нравственного воспитания;

- стимулирования сознательности и активности (обязывает учителя подбирать

материал так, чтобы учащиеся не только запоминали его, но и осознанно

применяли, проявляли интерес к знаниям в данной области, самостоятельно

искали решение появившихся проблем);

- интегрированность (учитывает межпредметные и внутрикурсовые связи и

предупреждает дублирование материала).

Фундаментальные изменения в обществе не могли не отразиться па

образовательной

политике

государства.

Принятие

Закона

РФ

"Об

образовании", определившего сущность и новые подходы в образовательной

политике, позволило создать новый обществоведческий курс, изменить его

структуру

и

содержание.

Его

новая

концепция

была

разработана

в

лаборатории

обществоведческого

образования

Института

содержания

и

методов образования Российской академии образования под руководством Л.

Н. Боголюбова.

В

современной

школе обществознание -

уч е б ны й

п р е д м е т,

фундаментом которого являются научные знания о человеке и об обществе, о

влиянии социальных факторов на жизнь каждого человека. Их раскрытие,

интерпретация, оценка базируются на результатах исследований, научном

аппарате комплекса общественных наук (социология, экономическая теория,

политология, культурология, правоведение, этика, социальная психология), а

также философии.

Школьное

обществознание

содержательно

интегрирует

достижения

разных наук с целью подготовить школьников к условиям жизни в обществе,

к решению практических задач, возникающих в процессе их деятельности. В

основе

содержания

курса

"Обществознание"

находится

человек"

в

его

взаимодействии с окружающим миром и обществом, что подчеркивает его

гуманистическую направленность.

Одна из основных целей преподавания обществознания - формирование

на

основе

образовательной

социально-коммуникативной

компетентности

учащихся

их

способности

к

усвоению

новой

информации,

социализация

подростка, его приобщение к ценностям демократии, правового государства,

гражданского

общества.

Данная

цель

соответствует

закрепленным

в

Конституции

РФ

основам

государственного

устройства,

потребностям

общества и интересам самих подростков, а также системе современного

образования. Достижение поставленной цели возможно на основе системно-

деятельностного подхода, активного включения школьников в общественную

жизнь, понимания своего внутреннего мира и индивидуальности, принятие

правовых,

культурных

и

моральных

принципов,

формирования

правосознания,

умения

строить

отношения

в

семье,

установления

социального

взаимодействия

на

основе

сотрудничества,

ориентации

в

экономических отношениях, формирования активной гражданской позиции в

политической области, осмысления реалий современного глобального мира.

Эти основные требования и отражены в содержательной составляющей курса

"Обществознание".

Преподавание курса "Обществознание" в школе ставит общей задачей

создание

максимально

благоприятных

условий

для

развития

свободной,

мыслящей,

информированной

и

осознающей

ответственность

за

совершенные поступки личности. С ней неразрывно связаны следующие

целевые установки:

-

социализация, п о д г о т о в к а

к

ж и з н и

в

о б щ е с т в е

в

X X I

в . ;

воспитание патриотизма через

осознание

сопричастности

к

судьбам

Родины;

-

самостоятельность через

формирование

мотивации

к

познанию,

творчеству, обучению и самообучению на протяжении всей жизни;

-

коммуникация с целью сотрудничества с другими людьми для достижения

общего социально значимого результата;

- уважение ценности социального, мировоззренческого, конфессионального и

культурного

многообразия;

умение

делать

свободный,

осознанный

и

ответственный выбор при

принятии

решений

и

выработке

собственной

позиции по важным мировоззренческим вопросам;

- конструктивность, выражающаяся в умении предлагать собственные пути

решения общественных проблем, отказе от нигилизма.

Перечисленные целевые установки базируются на следующих ценностных

ориентирах:

1) гуманизм, выражающийся в первостепенной значимости жизни человека с

его нуждами и потребностями;

2) здоровье, понимаемое как комплекс физических и психических условий

развития личности;

3)

гражданская

ответственность,

проявляющаяся

в

принятии

ценностей

демократии,

правового

государства

и

гражданского

общества,

выработки

активной гражданской позиции, преодолении социального иждивенчества и

инфантилизма, освоении основных социальных ролей;

4) консолидация нации через воплощение в жизнь принципов социальной

справедливости, противодействие сепаратизму и экстремизму в любых его

проявлениях;

5)

толерантность,

подразумевающая

умение

строить

отношения

с

представителями

других

культур,

принятие

неодинаковости

людей

как

условия

существования

человеческого

сообщества,

стремление

к

поиску

согласия и взаимодействию на основе общечеловеческих ценностей;

6)

информированность,

способствующая

поиску

информации

из

разных

источников,

умению

проверять

се

объективность

путем

проведения

сравнительного

исследования,

анализа,

отделения

главного

от

второстепенного,

фактов

от

мнений;

а

также

проявляющаяся

в

умении

противостоять информационному давлению и манипулированию сознанием;

7)

независимость,

показывающая

не

только

стремление

к

внешнему

государственному

суверенитету,

но

и

стремление

к

экономической,

идеологической и геополитической самостоятельности;

8)

легитимность

власти,

формирующая

взаимодействие

институтов

управления с гражданами, общественную стабильность и видение мирных

способов отстаивания своих интересов;

9)

открытость,

реализуемая

через

прозрачность

механизмов

принятия

решений и существующих правил, доступность информации о принятых

решениях.

Демократия, правовое государство, гражданское общество, разделение

властей,

парламентаризм,

частная

собственность

и

другие

являются

важнейшим

условием

реализации

выделенных

целевых

установок

и

ценностных ориентиров. Перечисленные установки и ориентиры неразрывно

связаны друг с другом, образуют общий контекст, и их выделение носит

условный характер.

Исходя

из

заявленной

цели,

целевых

установок

и

ценностных

ориентации,

можно

определить

следующие

образовательные

задачи

преподавания курса обществознания:

- раскрытие закономерностей развития общества, общественной жизни;

- утверждение неповторимости внутреннего мира каждого индивида и его

самоценности;

- выявление внутренних связей между личным и общественным в человеке;

- определение влияния политических процессов на повседневную жизнь

человека;

- ознакомление школьников с отечественными и зарубежными системами

правовых отношений в обществе;

- формирование демократической системы ценностей подрастающего

поколения;

- создание условий для раскрытия творческих способностей личности;

- развитие аналитического мышления и умения делать осознанный выбор;

- моделирование актуальных и практически значимых для школьников

ситуаций, разрешение которых помогает занять ту или иную позицию в

реальной жизни;

- выработка активного отношения подростков к жизни и окружающему миру;

- развитие нестандартности мышления, креативности и творческих

способностей;

- понимание ценности образования в современном мире и активизация

стремления к самообразованию;

- передача социальных ценностей, способствующих преемственности

сложившихся социальных устоев и общественной стабильности.

В

соответствии

с

Федеральным

государственным

образовательным

стандартом

целями

обществоведческого

образования

в

старшей

школе

являются содействие:

-

формированию

общероссийской

идентичности,

пат риотизма,

гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания,

толерантности, приверженности ценностям, закрепленным в Конституции

РФ;

-

воспитанию

и

социализации

обучающихся,

их

самоидентификации

посредством личностно и общественно значимой деятельности, социального

и гражданского становления;

-

развитию

личности,

повышению

уровня

ее

духовно-нравственной,

политической и правовой культуры, становлению социального поведения,

основанного на уважении закона и правопорядка; углублению интереса к

изучению

социальных

и

гуманитарных

дисциплин;

формированию

способности к личному самоопределению, самореализации, самоконтролю;

повышению

мотивации

к

высокопроизводительной,

наукоемкой

трудовой

деятельности;

-

формированию

у

учащихся

целостной

картины

общества,

адекватной

современному

уровню

знаний

о

нем

и

доступной

по

содержанию

для

школьников

младшего

и

среднего

подросткового

возраста;

освоению

учащимися тех знаний об основных сферах человеческой деятельности и о

социальных институтах, о формах регулирования общественных отношений,

которые необходимы для взаимодействия с социальной средой и выполнения

типичных социальных ролей человека и гражданина;

- овладению учащимися умениями получать из разнообразных источников и

критически

осмысливать

социальную

информацию,

систематизировать,

анализировать полученные данные; освоению ими способов познавательной,

коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в

жизни гражданского общества и правового государства;

- формированию у учащихся опыта применения полученных знаний и умений

для определения собственной позиции в общественной жизни; для решения

типичных

задач

в

области

социальных

отношений;

для

осуществления

гражданской

и

общественной

деятельности,

развития

межличностных

отношений, включая отношения между людьми различных национальностей

и

вероисповеданий,

а

также

в

семейно-бытовой

сфере;

для

соотнесения

собственного

поведения

и

поступков

других

людей

с

нравственными

ценностями и нормами поведения, установленными законом; для содействия

правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.

В

школьном

курсе

"Обществознание"

нет

принципа

"неодолимой

силы", такого, как принцип хронологии в истории, который диктовал бы

лишь

одну

последовательность

построения

курса.

Образовательно-

воспитательные цели данного учебного предмета могут быть достигнуты с

использованием

различных

моделей

построения

содержания

курса

для

основной и старшей школы.

При изучении содержания курса по обществознанию в старшей школе в

каждом

классе

необходимо

опираться

на

знания

учащихся

по

смежным

учебным

предметам,

прежде

всего

истории.

Межпредметные

связи

позволяют включать в учебный процесс исторические факты, литературные

образы и, что особенно важно, обобщения, сформулированные при изучении

тем различных учебных дисциплин, которое может проходить одновременно

с

изучением

обществознания

или

опережать

его.

В

свою

очередь,

обществоведческая подготовка учащихся старших классов вносит свой вклад

в формируемые у них при изучении других учебных предметов знания и

представления

о

мире

и

человеке,

о

способах

познания

и

изменении

действительности, а также способствует выработке универсальных учебных

действий. Достижение поставленных целей, успешное овладение учебным

содержанием данного предмета предполагает использование разнообразных

методов и средств обучения.



В раздел образования