Напоминание

Приобщение детей к истокам русской народной культуры в ДОУ.


Автор: Овдиенко Ольга Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Тополек"
Населённый пункт: пгт Славянка Хасанского муниципального района
Наименование материала: доклад
Тема: Приобщение детей к истокам русской народной культуры в ДОУ.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Приобщение детей к истокам русской народной культуры

в ДОУ.

Из опыта работы воспитателя

высшей квалификационной категории

Овдиенко Ольги Николаевны

МБДОУ «Тополек» пгт Славянка

Какая притягательная сила заключена в том, что нас окружает в детстве? Почему даже

уехав из родных мест на долгие годы, человек вспоминает их с теплом, а живя в городе,

селе он постоянно, с гордостью рассказывает гостю о красоте и богатстве родного края?

Думается, это - выражение глубокой привязанности и любви ко всему, что с ранних лет

вошло в сердце как самое дорогое. Свою любовь к родным местам, представление о том,

чем они знамениты, какова природа, каким трудом заняты люди - всё это взрослые

передают детям, что чрезвычайно важно для воспитания нравственных и патриотических

чувств, и активную позицию в этом вопросе должны занять педагоги.

Народное творчество является значительной частью культурного опыта человечества. Как

же организовать специальную среду в детском саду, попадая в которую, ребёнок может

почувствовать себя частью культуры своего народа? Как раскрепостить ребёнка,

стимулировать его познавательное, эмоциональное развитие? В поисках ответов на эти

вопросы я остановилась на таком методе работы, который вызывает эмоциональный

отклик у детей, даёт положительный результат.

Известный советский педагог и ученый М. Сухомлинский в 50-е г. ХХ в. также утверждал,

что нужно «не сообщать истину, а открывать ее». Он придавал исключительное значение,

исследовательскому характеру умственного труда: наблюдая, думая, изучая, сопоставляя,

дети находят истину или же видят, что для открытия истины необходимы новые

наблюдения, чтение, экспериментирование. «Чувство удивления — могучий источник

желания знать». Классическое правило Аристотеля — мышление начинается с удивления.

В современном мире народное творчество, к великой радости, находится под

пристальным вниманием воспитателей, педагогов дополнительного образования. Не

стоит говорить о том, что часто представления детей о русской национальной культуре

отрывочны, расплывчаты. Особенно в городе, детей окружает обстановка, которая не даёт

возможности показать самобытность русской культуры, самодостаточность русского

народа. В окружающей действительности почти не увидишь предметов русского

народного быта, названия которых употребляются в сказках, потешках, поговорках,

закличках.

Знакомя детей с давно исчезнувшими названиями, иногда непонятным смыслом, мы

заметили, что в повседневной жизни дети их не употребляют, не используют их в

самостоятельной деятельности.

То, что удивляет ребёнка, то и становится ему интересным, то и запоминается лучше.

Интересно увидеть в действии прялку, покачать в зыбке куклу, положить в лукошко

игрушки, сделать самому куклу-закрутку.

Поэтому я решила, что начиная работу с детьми по выбранному направлению,

необходимо:

- создать «мир», в котором будут предметы, вызывающие интерес, помогающие воспитать

любознательность ребёнка; эти предметы должны отражать быт русского народа и их

необходимо постоянно обновлять, пополнять;

- широко использовать как на занятиях, так и в свободное время, сказки и песенки,

хороводы и игры, народные приметы, традиции и обряды; предлагать детям использовать

их элементы в самостоятельных видах детской деятельности;

- необходимо знакомить детей с видами национального искусства, учить детей петь

песенки-заклички, разучивать с детьми народные танцы, игры.

В детском саду регулярно проводятся народные праздники. Участие детей в праздниках

вызывает у них интерес и положительные эмоции, снимает чувство страха, беспокойства,

тревоги – словом, обеспечивает эмоционально-психологическое благополучие.

В народном календаре каждое время года отмечено памятным праздником. Из всего

многообразия я выбираю наиболее значимые праздники.

«Осенины» - встреча осени, отмечается в октябре. Перед торжеством с детьми проводится

предварительная работа. Так, например, специально для выставки «Дары природы» или

«Осень – щедрая пора» дети вместе с родителями изготавливают поделки из овощей и

других даров природы. Сотрудники ДОУ оформляют осенние композиции, придумывая

названия и свой девиз.

«Рождество» было и остается любимым народным праздником. Дети узнают об

особенностях этого зимнего праздника: люди наряжались и ходили по дворам с песнями-

колядками, плясками, загадками, прибаутками и играми. Устраивали катания с гор,

гадания. Дети вместе с родителями изготавливают из бросового материала шумовые

инструменты для проведения колядок, оригинальные костюмы.

«Масленица» стала символом широкого разгула. Она называлась «широкой», «веселой»,

«обжорной». В этот день с особым азартом катались с гор. Была примета: кто дальше

прокатится, у того в семье лён уродится длиннее. На Масленицу строили снежные

крепости, а парни устраивали кулачные бои. Бились один на один и стенка на стенку.

Катались на тройках лошадей со звоном бубенцов. Люди ходили по домам с песнями,

плясками, поздравляли хозяев с праздником. Наши дети с удовольствием и интересом

принимают активное участие в народных играх и гуляниях.

На «Троицу» устраивали разные забавы. С самого утра молодые люди бежали в лес за

березками, водили хороводы, играли в игры, под гармошку пели озорные песни.

Подготовка к празднику всегда вызывает у дошкольников интерес к предстоящему

торжеству, а на его основе формируются нравственные и моральны качества личности.

Участие детей не только в играх, танцах, инсценировках, но и в процессе оформления

зала, группы способствует развитию у них художественного вкуса, сплачивает детей и

взрослых. Активная деятельность в этом направлении формирует основы культуры

ребенка, приобщает к сохранению традиций и обычаев русского народа. Моя задача: не

оставлять ни одного ребенка пассивным созерцателем и всячески привлекать к активным

действиям.

Подготовка к праздникам и проведение их проходит в тесной взаимосвязи со всеми

сотрудниками детского сада и родителями. Родители являются активными помощниками

в подготовке к праздничным мероприятиям: изготавливают аксессуары народного

костюма, разучивают песенки, игры и часто становятся участниками самого веселья.

Совместные переживания взрослых и детей сближают их, родители узнают о

способностях и возможностях своего ребенка. В свою очередь дети чувствуют, что их

любят, заботятся о них, что родители ими интересуются и стремятся помочь.

Таким образом, приобщая детей к истокам русской народной праздничной культуры, мы

сохраняем накопленные поколениями богатейший опыт, традиции, умения и знания,

развиваем личность каждого ребенка.

При разработке сценария народного праздника особое внимание уделяется подбору

словесно-музыкальных, драматических, игровых и хореографических произведений

обрядово-календарного фольклора. Произведение соответствует содержанию праздника,

высокохудожественные, интересные и доступные для ребят.

Главным показателем успешности праздника является эмоционально окрашенность

атмосферы. Эту атмосферу определяет естественность поведение детей,

заинтересованность, радостные эмоции, рождаемые действиями персонажа. Чем больше

на празднике сюрпризов, тем больше праздник соответствует главному назначению –

радовать детей.

Насыщенность народного праздника творческими импровизациями, сюрпризными

моментами стимулирует интерес детей, усиливает их впечатления и переживания,

обогащает художественное и эстетическое восприятие. А главное, обеспечивает

естественное приобщение детей к национальным традициям, утверждает в их сознании

фундаментальные, духовные и эстетические ценности.

В результате нашей огромной совместной деятельности по приобщению детей к культуре,

истории русского народа, я сделала вывод о дальнейшей необходимости продолжения

этой работы. Я увидели, что дети с большим удовольствием «впитывают» знания. Дети

научились проявлять чувство уважения и благодарности к близким, незнакомым людям,

создающим своим трудом культурные ценности.

Дети много знают произведений народного фольклора и используют в речи, умеют

сопереживать окружающим. Речь детей стала более выразительной, эмоциональной,

дети раскрепощаются, становятся более открытыми, внимательными, добрыми.

Поэтому свою работу я буду расширять и улучшать, чтобы наши дети умели гордиться, что

они русские люди и живут в такой замечательной стране, как Россия.

Результатами проведенной работы являются:

- дети знают содержание сказок, былин, примет, пословиц

- умеют узнавать героев в произведениях изобразительного искусства

- знают историю русского костюма

- знают и умеют играть в народные игры, с народными игрушками

- узнают предметы русского народного прикладного искусства

- узнают русские народные инструменты и умеют играть на некоторых их них

- эмоционально и положительно откликаются на красоту природы

- используют фольклор в повседневной разговорной речи

- имеют навыки исполнения народных танцев



В раздел образования