Автор: Черткова- Сыдеева Дарима Владимировна
Должность: социальный педагог
Учебное заведение: МАОУ ДО Дом Творчества Советского района г.Улан-Удэ
Населённый пункт: Республика Бурятия г.Улан-Удэ
Наименование материала: презентация
Тема: "Организация работы по профилактике правонарушений несовершеннолетних и защите их прав в учреждении дополнительного образования"
Раздел: дополнительное образование
МАОУ ДО ДТ Советского района
г. У-Удэ
«Организация работы по профилактике
правонарушений несовершеннолетних и
защите их прав в дополнительном
образовании»
7 ноября
2016 года
г. У-Удэ
Нормативно-правовая база
•
Федеральный закон от 24.06.1999 N 120-ФЗ
(ред. от 03.07.2016) "Об основах системы
профилактики безнадзорности и
правонарушений несовершеннолетних"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 15.07.2016)
•
должностная инструкция социального
педагога;
•
должностная инструкция педагога
дополнительного образования;
•
типовое положение об инспекторах по делам
несовершеннолетних, закрепленных за
общеобразовательным учреждением.
Федеральный закон в качестве приоритетов
государственной заботы о детях определяет:
•
подготовка детей к полноценной жизни в обществе;
•
развитие
у
детей
общественно
значимой
и
творческой активности;
•
воспитание у детей высоких нравственных качеств,
патриотизма и гражданственности.
Профилактика
( греч. prophulaktikos
предохранительный) в широком смысле ставит
своей целью повышение качества жизни
человека. В узком смысле профилактика - это
активный поступательный процесс создания
условий для формирования личных качеств,
поддерживающих благополучие человека. В
социальной педагогике под профилактикой
понимается процесс предупреждения
негативных тенденций социального развития
ребенка в нестабильных условиях его
социального окружения
(С.А.Расчетина)
Основные задачи деятельности по профилактике
безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних
•
предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений
и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и
устранение причин и условий, способствующих этим проявлениям;
•
обеспечение защиты прав и законных интересов
несовершеннолетних;
•
социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних,
находящихся в социально опасном положении.
•
выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в
совершение преступлений и антиобщественных действий
Ведущие принципы деятельности по профилактике
безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних, в рамках Федерального закона
•
законность,
•
гуманизм
,
•
демократизм,
•
конфиденциальность,
•
поддержка семьи
•
деятельность государственных и
общественных организаций по
профилактике безнадзорности и
правонарушений несовершеннолетних
Основные направления социально-педагогической
работы с детьми в современном образовательном
учреждении
обеспечивают
организацию в
образовательных
организациях
общедоступных
спортивных секций,
технических и иных
кружков, клубов и
привлечение к участию в
них
несовершеннолетних
обеспечивают
организацию в
образовательных
организациях
общедоступных
спортивных секций,
технических и иных
кружков, клубов и
привлечение к участию в
них
несовершеннолетних
Учет педагогически и
социально
неблагополучных
семей, их
социальный надзор и
патронаж
Учет педагогически и
социально
неблагополучных
семей, их
социальный надзор и
патронаж
Учет всех детей школьного
возраста, проживающих в
микрорайоне данного
образовательного
учреждения, изучение их
социального положения и
условий жизни, сохранность
контингента
Учет всех детей школьного
возраста, проживающих в
микрорайоне данного
образовательного
учреждения, изучение их
социального положения и
условий жизни, сохранность
контингента
Изучение проблем
социальной жизни
учащихся, причин их
возникновения и
разрешение этих проблем
с учетом возможностей ОУ
Изучение проблем
социальной жизни
учащихся, причин их
возникновения и
разрешение этих проблем
с учетом возможностей ОУ
Объединение усилий
различных
государственных
учреждений, социальных
служб, общественных
организаций и частных
лиц по оказанию помощи
детям, находящимся в
сложной жизненной
ситуации и их семьям
Объединение усилий
различных
государственных
учреждений, социальных
служб, общественных
организаций и частных
лиц по оказанию помощи
детям, находящимся в
сложной жизненной
ситуации и их семьям
21
Осуществление системы
мер по предупреждению
и профилактике
правонарушений.
Пропаганда ЗОЖ
Осуществление системы
мер по предупреждению
и профилактике
правонарушений.
Пропаганда ЗОЖ
Основные понятия и термины
•
Несовершеннолетний
-
лицо,
не
достигшее
возраста
восемнадцати лет;
•
Безнадзорный
-
несовершеннолетний,
контроль
за
поведением
которого
отсут ствует
в с л е д с т в и е
неисполнения
или
ненадлежащего
исполнения
обязанностей
по
его
воспитанию,
обучению
и
(или)
содержанию
со
стороны
родителей
или
законных
представителей либо должностных лиц
•
Беспризорный
-
-безнадзорный,
не
имеющий
места
жительства и (или) места пребывания.
•
Профилактика
безнадзорности
и
правонарушений
несовершеннолетних - система социальных, правовых,
педагогических и иных мер, направленных на выявление
и
устранение
причин
и
условий,
способствующих
безнадзорности,
беспризорности,
правонарушениям
и
антиобщественным
действиям
несовершеннолетних,
осуществляемых
в
совокупности
с
индивидуальной
профилактической работой с несовершеннолетними и
семьями,
находящимися
в
социально
опасном
положении
•
Антиобщественные
действия
-
д е й с т в и я
н е с о в е р ш е н н о л е т н е г о ,
в ы р а ж а ю щ и е с я
в
систематическом употреблении наркотических средств,
психотропных
и
(или)
одурманивающих
веществ,
алкогольной и спиртосодержащей продукции, занятии
п р о с т и т у ц и е й ,
б р о д я ж н и ч е с т в о м
и л и
попрошайничеством,
а
также
иные
д е йс т вия,
нарушающие права и законные интересы других лиц;
Определение понятия «трудная жизненная ситуация»
дано в статье 3 Федерального закона от 10.12.1995 № 195-
ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в
Российской Федерации».
Трудная жизненная ситуация
- ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность
г р а ж д а н и н а
( и н в а л и д н о с т ь ,
н е с п о с о б н о с т ь
к
самообслуживанию
в
связи
с
преклонным
возрастом,
б о л е з н ь ю ,
с и р о т с т в о ,
б е з н а д з о р н о с т ь ,
ма лооб есп еченност ь ,
б езр а б от и ц а ,
о т с у т с т в и е
определенного места жительства, конфликты и жестокое
обращение
в
семье,
одиночество
и
тому
подобное),
которую он не может преодолеть самостоятельно.
Федерального закона Российской Федерации от 24 июля 1998 года № 124-
Ф3 «Об основных гарантиях прав ребенка Российской Федерации»
сформулированы
типичные трудные жизненные ситуации
для ребенка.
Дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации:
-дети-сироты - лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или
единственный родитель;
-дети, оставшиеся без попечения родителей
-дети - инвалиды
- дети, имеющие недостатки в психическом и (или) физическом
развитиинения в физическом или психическом развитии и нуждающиеся
в создании специальных условий для обучения и воспитания.;
-дети - жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов,
экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий;
-дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев;
-дети - жертвы насилия;
-дети,
отбывающие
наказание
в
виде
лишения
свободы
в
воспитательных колониях;
-дети,
находящиеся
в
специальных
учебно
-
воспитательных
учреждениях;
-дети, проживающие в малоимущих семьях;
-дети
с
отклонениями
в
поведении-
нарушение
психомоторных
функций которые возникают при неблагопритном воздействии
различных факторов не его мозг, в результате выделают виды
отклонений-
физическое,психическое,педагогическое,социальное;
-дети,
жизнедеятельность
которых
объективно
нарушена
в
результате
сложившихся
обстоятельств
и
которые
не
могут
преодолеть
данные
обстоятельства
самостоятельно
или
с
помощью семьи.
Критерии отнесения детей к категории детей, находящихся в трудной
жизненной ситуации, в том числе в социально опасном положении
-
подвергшиеся физическому, психическому насилию, дети, родители которых
пренебрегают основными потребностями ребенка;
-
проживающие с родителями, временно неспособными заботиться о детях из-за
болезни, нетрудоспособности, привлечения к судебной ответственности,
длительных командировок;
-
занимающиеся бродяжничеством или попрошайничеством;
-
нигде не обучающиеся;
-
систематически пропускающие учебные занятия в образовательных учреждениях
по неуважительным причинам;
-
не приступившие к занятиям в новом учебном году по неуважительным
причинам;
-
с признаками суицидального риска;
- систематически употребляющие токсические, наркотические, психотропные
вещества или их аналоги без назначения врача, алкогольные и
спиртосодержащие вещества, а также пиво и напитки, изготавливаемые на его
основе;
-
с оде р жа щ и е с я
в
с о ц и а л ь н о - р е а б и л и т а ц и о н н ы х
це н т р а х
д л я
несовершеннолетних,
социальных
приютах
и
других
учреждениях
для
несовершеннолетних,
нуждающиеся
в
социальной
помощи
и
(или)
реабилитации;
-
самовольно
ушедшие
из
семьи,
образовательных,
специализированных
учреждений
для
несовершеннолетних,
нуждающихся
в
социальной
реабилитации, и иных учреждений;
- отказывающиеся жить в семье или в образовательных учреждениях для
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
-
совершившие
правонарушение,
повлекшее
применение
меры
административного взыскания;
- совершившие правонарушение до достижения возраста, с которого наступает
административная ответственность;
- вернувшиеся из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого
типа, освобожденных из учреждений уголовно-исполнительной системы;
-
осужденные
условно,
к
обязательным
работам,
либо
к
применению
мер
принудительного воспитательного воздействия, не связанных с лишением
свободы
Семьи, находящиеся в трудной жизненной ситуации
- семья - совместно проживающие и ведущие совместное
хозяйство
лица,
связанные
отношениями
брака,
родства,
свойства, усыновления или иной формы принятия детей на
воспитание, имеющие взаимные личные неимущественные
и имущественные права и обязанности, предусмотренные
законодательством Российской Федерации;
-
семья,
находящаяся
в
социально
опасном
положении-
семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном
положении,
а
также
семья,
где
родители
или
иные
законные
представители
несовершеннолетних
не
исполняют
своих
обязанностей
по
их
воспитанию,
обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют
на их поведение либо жестоко обращаются с ними;
Критерии отнесения семей к категории семей, находящихся в трудной
жизненной ситуации, в том числе в социально опасном положении
-
наличие
признаков
жестокого
обращения
с
детьми
(признаки
физического и психологического насилия);
-
отсутствие
условий
для
воспитания
детей
(малообеспеченность,
безработица,
отсутствие
определенного
места
жительства,
жилья
у
родителей и т.д.);
- отсутствие личного примера в воспитании детей со стороны родителей
(родители
(родитель)
злоупотребляют
алкоголем,
не
работают,
употребляют наркотические средства, ведут аморальный образ жизни);
-
родители,
временно
неспособны
заботиться
о
детях
из-за
болезни,
нетрудоспособности,
привлечения
к
судебной
ответственности,
длительных командировок;
- сиротство, безнадзорность детей, конфликты и жестокое обращение в
семье.
В соответствии с данными определениями трудную жизненную
ситуацию ребенка могут подтвердить следующие документы:
•
Ходатайства,
справки,
заключения
органов
и
учреждений
системы
п р о ф и л а к т и к и
б е з н а д з о р н о с т и
и
п р а в о н а р у ш е н и й
несовершеннолетних,
подтверждающие,
что
жизнедеятельность
ребенка
объективно
нарушена
в
результате
сложившихся
обстоятельств, и они не могут быть преодолены самостоятельно или с
помощью семьи.
•
Справка федерального учреждения медико-социальной экспертизы об
установлении инвалидности ребенка.
•
Медицинская справка о состоянии здоровья ребенка.
•
Справка
органов
Федеральной
миграционной
службы
о
наличии
у
ребенка статуса беженца или вынужденного переселенца и/или членов
его семьи.
•
Справка органов социальной защиты населения о проживании ребенка
в малоимущей семье.
«ТРУДНЫЙ
РЕБЕНОК»
Зам. директора
по учебно-воспита
тельной
работе
КДН и ЗП
Детский
коллектив
Социальный
педагог
Психолог
Совет
профилактики
правонарушений
Семья,
родители
Служба
занятости
Органы опеки и
попечительства
Руководитель
кружка
секции
ОСЗН
МВД ПДН
Здравоохране
ние
«Педагоги должны относиться к ребенку так, как
будто он уже такой, каким бы они хотели его
видеть»
Л.С. Выготский
•
Составление индивидуальных программ воспитательной работы ребенком
•
И
нформирование родителей о возможности
консультации, психолого-педагогической помощи
•
Составление базы данных о детях ТЖС
•
Изучение социальной среды ребенка, семьи ТЖС
•
Формирование ответственного отношения
родителей за воспитание детей
•
•
Составление отчетов
опроводимой работе
Направления деятельности
педагога
•
Диагностика: входная промежуточная,
итоговая
•
Выявление причин, факторов риска
Все вместе мы должны:
•
Вдохновлять
и
побуждать
ребенка
к
действию,
инициативе,
творчеству,
уважая
достоинство
и
уникальность личности.
•
Уметь
слышать
ребенка,
проявлять
выдержку,
понять проблему и ситуацию, войти в его положение,
проявлять деликатность, чувство такта.
•
Быть коммуникабельным, контактным, уметь быть
нужным, интересным для окружающих.
•
Быть
связующим
звеном
между
ребенком
и
его
окружением,
не
допускать
унижения
достоинства
р е б е н к а
ф о р м а м и
о к а з ы в а е м о й
е м у
благотворительной помощи.
•
Уметь
быть
не
формальным
в
работе,
строить
взаимоотношения на основе диалога.
•
Всегда
исходить
из
позиций
гуманизма
и
милосердия.
Не
осуждать,
не
упрекать
ребенка,
предупреждать
возможности
негуманного или дискриминационного поведения по отношению к
нему.
•
Соблюдать
высокие
нравственные
своего
поведения,
иск лючая
любые
уловки,
вве дение
кого-либо
в
заблуждение, нечестные действия.
•
Вести работу только в рамках своей компетентности,
вести персональную ответственность за качество своей
работы, не поддаваясь влияниям и нажимам.
•
Не
использовать
свои
профессиональные
отношения
в
личных
целях,
уважать
и
не
разглашать
тайну,
доверенную ребенком.
•
Стремиться
к
постоянному
повышению
уровня
квалификации,
защищать
и
усиливать
достоинство
и
чистоту
профессии,
уважать
доверие
коллег
в
ходе
профессионального
взаимодействия,
соблюдать
деликатность и справедливость.