Напоминание

"Организация работы по профилактике правонарушений несовершеннолетних и защите их прав в учреждении дополнительного образования"


Автор: Черткова- Сыдеева Дарима Владимировна
Должность: социальный педагог
Учебное заведение: МАОУ ДО Дом Творчества Советского района г.Улан-Удэ
Населённый пункт: Республика Бурятия г.Улан-Удэ
Наименование материала: презентация
Тема: "Организация работы по профилактике правонарушений несовершеннолетних и защите их прав в учреждении дополнительного образования"
Раздел: дополнительное образование





Назад




МАОУ ДО ДТ Советского района

г. У-Удэ

«Организация работы по профилактике

правонарушений несовершеннолетних и

защите их прав в дополнительном

образовании»

7 ноября

2016 года

г. У-Удэ

Нормативно-правовая база

Федеральный закон от 24.06.1999 N 120-ФЗ

(ред. от 03.07.2016) "Об основах системы

профилактики безнадзорности и

правонарушений несовершеннолетних"

(с изм. и доп., вступ. в силу с 15.07.2016)

должностная инструкция социального

педагога;

должностная инструкция педагога

дополнительного образования;

типовое положение об инспекторах по делам

несовершеннолетних, закрепленных за

общеобразовательным учреждением.

Федеральный закон в качестве приоритетов

государственной заботы о детях определяет:

подготовка детей к полноценной жизни в обществе;

развитие

у

детей

общественно

значимой

и

творческой активности;

воспитание у детей высоких нравственных качеств,

патриотизма и гражданственности.

Профилактика

( греч. prophulaktikos

предохранительный) в широком смысле ставит

своей целью повышение качества жизни

человека. В узком смысле профилактика - это

активный поступательный процесс создания

условий для формирования личных качеств,

поддерживающих благополучие человека. В

социальной педагогике под профилактикой

понимается процесс предупреждения

негативных тенденций социального развития

ребенка в нестабильных условиях его

социального окружения

(С.А.Расчетина)

Основные задачи деятельности по профилактике

безнадзорности и правонарушений

несовершеннолетних

предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений

и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и

устранение причин и условий, способствующих этим проявлениям;

обеспечение защиты прав и законных интересов

несовершеннолетних;

социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних,

находящихся в социально опасном положении.

выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в

совершение преступлений и антиобщественных действий

Ведущие принципы деятельности по профилактике

безнадзорности и правонарушений

несовершеннолетних, в рамках Федерального закона

законность,

гуманизм

,

демократизм,

конфиденциальность,

поддержка семьи

деятельность государственных и

общественных организаций по

профилактике безнадзорности и

правонарушений несовершеннолетних

Основные направления социально-педагогической

работы с детьми в современном образовательном

учреждении

обеспечивают

организацию в

образовательных

организациях

общедоступных

спортивных секций,

технических и иных

кружков, клубов и

привлечение к участию в

них

несовершеннолетних

обеспечивают

организацию в

образовательных

организациях

общедоступных

спортивных секций,

технических и иных

кружков, клубов и

привлечение к участию в

них

несовершеннолетних

Учет педагогически и

социально

неблагополучных

семей, их

социальный надзор и

патронаж

Учет педагогически и

социально

неблагополучных

семей, их

социальный надзор и

патронаж

Учет всех детей школьного

возраста, проживающих в

микрорайоне данного

образовательного

учреждения, изучение их

социального положения и

условий жизни, сохранность

контингента

Учет всех детей школьного

возраста, проживающих в

микрорайоне данного

образовательного

учреждения, изучение их

социального положения и

условий жизни, сохранность

контингента

Изучение проблем

социальной жизни

учащихся, причин их

возникновения и

разрешение этих проблем

с учетом возможностей ОУ

Изучение проблем

социальной жизни

учащихся, причин их

возникновения и

разрешение этих проблем

с учетом возможностей ОУ

Объединение усилий

различных

государственных

учреждений, социальных

служб, общественных

организаций и частных

лиц по оказанию помощи

детям, находящимся в

сложной жизненной

ситуации и их семьям

Объединение усилий

различных

государственных

учреждений, социальных

служб, общественных

организаций и частных

лиц по оказанию помощи

детям, находящимся в

сложной жизненной

ситуации и их семьям

21

Осуществление системы

мер по предупреждению

и профилактике

правонарушений.

Пропаганда ЗОЖ

Осуществление системы

мер по предупреждению

и профилактике

правонарушений.

Пропаганда ЗОЖ

Основные понятия и термины

Несовершеннолетний

-

лицо,

не

достигшее

возраста

восемнадцати лет;

Безнадзорный

-

несовершеннолетний,

контроль

за

поведением

которого

отсут ствует

в с л е д с т в и е

неисполнения

или

ненадлежащего

исполнения

обязанностей

по

его

воспитанию,

обучению

и

(или)

содержанию

со

стороны

родителей

или

законных

представителей либо должностных лиц

Беспризорный

-

-безнадзорный,

не

имеющий

места

жительства и (или) места пребывания.

Профилактика

безнадзорности

и

правонарушений

несовершеннолетних - система социальных, правовых,

педагогических и иных мер, направленных на выявление

и

устранение

причин

и

условий,

способствующих

безнадзорности,

беспризорности,

правонарушениям

и

антиобщественным

действиям

несовершеннолетних,

осуществляемых

в

совокупности

с

индивидуальной

профилактической работой с несовершеннолетними и

семьями,

находящимися

в

социально

опасном

положении

Антиобщественные

действия

-

д е й с т в и я

н е с о в е р ш е н н о л е т н е г о ,

в ы р а ж а ю щ и е с я

в

систематическом употреблении наркотических средств,

психотропных

и

(или)

одурманивающих

веществ,

алкогольной и спиртосодержащей продукции, занятии

п р о с т и т у ц и е й ,

б р о д я ж н и ч е с т в о м

и л и

попрошайничеством,

а

также

иные

д е йс т вия,

нарушающие права и законные интересы других лиц;

Определение понятия «трудная жизненная ситуация»

дано в статье 3 Федерального закона от 10.12.1995 № 195-

ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в

Российской Федерации».

Трудная жизненная ситуация

- ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность

г р а ж д а н и н а

( и н в а л и д н о с т ь ,

н е с п о с о б н о с т ь

к

самообслуживанию

в

связи

с

преклонным

возрастом,

б о л е з н ь ю ,

с и р о т с т в о ,

б е з н а д з о р н о с т ь ,

ма лооб есп еченност ь ,

б езр а б от и ц а ,

о т с у т с т в и е

определенного места жительства, конфликты и жестокое

обращение

в

семье,

одиночество

и

тому

подобное),

которую он не может преодолеть самостоятельно.

Федерального закона Российской Федерации от 24 июля 1998 года № 124-

Ф3 «Об основных гарантиях прав ребенка Российской Федерации»

сформулированы

типичные трудные жизненные ситуации

для ребенка.

Дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации:

-дети-сироты - лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или

единственный родитель;

-дети, оставшиеся без попечения родителей

-дети - инвалиды

- дети, имеющие недостатки в психическом и (или) физическом

развитиинения в физическом или психическом развитии и нуждающиеся

в создании специальных условий для обучения и воспитания.;

-дети - жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов,

экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий;

-дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев;

-дети - жертвы насилия;

-дети,

отбывающие

наказание

в

виде

лишения

свободы

в

воспитательных колониях;

-дети,

находящиеся

в

специальных

учебно

-

воспитательных

учреждениях;

-дети, проживающие в малоимущих семьях;

-дети

с

отклонениями

в

поведении-

нарушение

психомоторных

функций которые возникают при неблагопритном воздействии

различных факторов не его мозг, в результате выделают виды

отклонений-

физическое,психическое,педагогическое,социальное;

-дети,

жизнедеятельность

которых

объективно

нарушена

в

результате

сложившихся

обстоятельств

и

которые

не

могут

преодолеть

данные

обстоятельства

самостоятельно

или

с

помощью семьи.

Критерии отнесения детей к категории детей, находящихся в трудной

жизненной ситуации, в том числе в социально опасном положении

-

подвергшиеся физическому, психическому насилию, дети, родители которых

пренебрегают основными потребностями ребенка;

-

проживающие с родителями, временно неспособными заботиться о детях из-за

болезни, нетрудоспособности, привлечения к судебной ответственности,

длительных командировок;

-

занимающиеся бродяжничеством или попрошайничеством;

-

нигде не обучающиеся;

-

систематически пропускающие учебные занятия в образовательных учреждениях

по неуважительным причинам;

-

не приступившие к занятиям в новом учебном году по неуважительным

причинам;

-

с признаками суицидального риска;

- систематически употребляющие токсические, наркотические, психотропные

вещества или их аналоги без назначения врача, алкогольные и

спиртосодержащие вещества, а также пиво и напитки, изготавливаемые на его

основе;

-

с оде р жа щ и е с я

в

с о ц и а л ь н о - р е а б и л и т а ц и о н н ы х

це н т р а х

д л я

несовершеннолетних,

социальных

приютах

и

других

учреждениях

для

несовершеннолетних,

нуждающиеся

в

социальной

помощи

и

(или)

реабилитации;

-

самовольно

ушедшие

из

семьи,

образовательных,

специализированных

учреждений

для

несовершеннолетних,

нуждающихся

в

социальной

реабилитации, и иных учреждений;

- отказывающиеся жить в семье или в образовательных учреждениях для

детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

-

совершившие

правонарушение,

повлекшее

применение

меры

административного взыскания;

- совершившие правонарушение до достижения возраста, с которого наступает

административная ответственность;

- вернувшиеся из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого

типа, освобожденных из учреждений уголовно-исполнительной системы;

-

осужденные

условно,

к

обязательным

работам,

либо

к

применению

мер

принудительного воспитательного воздействия, не связанных с лишением

свободы

Семьи, находящиеся в трудной жизненной ситуации

- семья - совместно проживающие и ведущие совместное

хозяйство

лица,

связанные

отношениями

брака,

родства,

свойства, усыновления или иной формы принятия детей на

воспитание, имеющие взаимные личные неимущественные

и имущественные права и обязанности, предусмотренные

законодательством Российской Федерации;

-

семья,

находящаяся

в

социально

опасном

положении-

семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном

положении,

а

также

семья,

где

родители

или

иные

законные

представители

несовершеннолетних

не

исполняют

своих

обязанностей

по

их

воспитанию,

обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют

на их поведение либо жестоко обращаются с ними;

Критерии отнесения семей к категории семей, находящихся в трудной

жизненной ситуации, в том числе в социально опасном положении

-

наличие

признаков

жестокого

обращения

с

детьми

(признаки

физического и психологического насилия);

-

отсутствие

условий

для

воспитания

детей

(малообеспеченность,

безработица,

отсутствие

определенного

места

жительства,

жилья

у

родителей и т.д.);

- отсутствие личного примера в воспитании детей со стороны родителей

(родители

(родитель)

злоупотребляют

алкоголем,

не

работают,

употребляют наркотические средства, ведут аморальный образ жизни);

-

родители,

временно

неспособны

заботиться

о

детях

из-за

болезни,

нетрудоспособности,

привлечения

к

судебной

ответственности,

длительных командировок;

- сиротство, безнадзорность детей, конфликты и жестокое обращение в

семье.

В соответствии с данными определениями трудную жизненную

ситуацию ребенка могут подтвердить следующие документы:

Ходатайства,

справки,

заключения

органов

и

учреждений

системы

п р о ф и л а к т и к и

б е з н а д з о р н о с т и

и

п р а в о н а р у ш е н и й

несовершеннолетних,

подтверждающие,

что

жизнедеятельность

ребенка

объективно

нарушена

в

результате

сложившихся

обстоятельств, и они не могут быть преодолены самостоятельно или с

помощью семьи.

Справка федерального учреждения медико-социальной экспертизы об

установлении инвалидности ребенка.

Медицинская справка о состоянии здоровья ребенка.

Справка

органов

Федеральной

миграционной

службы

о

наличии

у

ребенка статуса беженца или вынужденного переселенца и/или членов

его семьи.

Справка органов социальной защиты населения о проживании ребенка

в малоимущей семье.

«ТРУДНЫЙ

РЕБЕНОК»

Зам. директора

по учебно-воспита

тельной

работе

КДН и ЗП

Детский

коллектив

Социальный

педагог

Психолог

Совет

профилактики

правонарушений

Семья,

родители

Служба

занятости

Органы опеки и

попечительства

Руководитель

кружка

секции

ОСЗН

МВД ПДН

Здравоохране

ние

«Педагоги должны относиться к ребенку так, как

будто он уже такой, каким бы они хотели его

видеть»

Л.С. Выготский

Составление индивидуальных программ воспитательной работы ребенком

И

нформирование родителей о возможности

консультации, психолого-педагогической помощи

Составление базы данных о детях ТЖС

Изучение социальной среды ребенка, семьи ТЖС

Формирование ответственного отношения

родителей за воспитание детей

Составление отчетов

опроводимой работе

Направления деятельности

педагога

Диагностика: входная промежуточная,

итоговая

Выявление причин, факторов риска

Все вместе мы должны:

Вдохновлять

и

побуждать

ребенка

к

действию,

инициативе,

творчеству,

уважая

достоинство

и

уникальность личности.

Уметь

слышать

ребенка,

проявлять

выдержку,

понять проблему и ситуацию, войти в его положение,

проявлять деликатность, чувство такта.

Быть коммуникабельным, контактным, уметь быть

нужным, интересным для окружающих.

Быть

связующим

звеном

между

ребенком

и

его

окружением,

не

допускать

унижения

достоинства

р е б е н к а

ф о р м а м и

о к а з ы в а е м о й

е м у

благотворительной помощи.

Уметь

быть

не

формальным

в

работе,

строить

взаимоотношения на основе диалога.

Всегда

исходить

из

позиций

гуманизма

и

милосердия.

Не

осуждать,

не

упрекать

ребенка,

предупреждать

возможности

негуманного или дискриминационного поведения по отношению к

нему.

Соблюдать

высокие

нравственные

своего

поведения,

иск лючая

любые

уловки,

вве дение

кого-либо

в

заблуждение, нечестные действия.

Вести работу только в рамках своей компетентности,

вести персональную ответственность за качество своей

работы, не поддаваясь влияниям и нажимам.

Не

использовать

свои

профессиональные

отношения

в

личных

целях,

уважать

и

не

разглашать

тайну,

доверенную ребенком.

Стремиться

к

постоянному

повышению

уровня

квалификации,

защищать

и

усиливать

достоинство

и

чистоту

профессии,

уважать

доверие

коллег

в

ходе

профессионального

взаимодействия,

соблюдать

деликатность и справедливость.



В раздел образования