Автор: Наталья Сергеевна Черезова
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 47 "Ладушки"
Населённый пункт: Заволжье
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Технологии обучения здоровому образу жизни
Раздел: дошкольное образование
Тема: «Консультация для педагогов «Технологии обучения здоровому
образу жизни»
Черезова Наталья Сергеевна воспитатель МБДОУ «Детский сад № 47
«Ладушки» г. Заволжье
«Я не боюсь ещё и ещё раз повторять:
забота о здоровье – это важнейший
труд воспитателя. От жизнерадостности,
бодрости детей зависит их духовная жизнь,
мировоззрение, умственное развитие,
прочность знаний, вера в свои силы».
В.А. Сухомлинский
Большинство взрослых людей знает, что здоровье человека закладывается
с раннего детства и нуждается в тщательной заботе на протяжении всей его
жизни. Причём заботиться следует как о физическом, так и о духовном
состоянии
здоровья.
Согласно
данным
научных
исследований,
оно
обуславливается на 50%-образом жизни, на 20% -наследственностью, на
20%-состоянием окружающей среды и примерно на 10%-возможностями
медицины. Если на первые мы повлиять не можем,то другие 50% мы
должны дать своим воспитанкам.
У детей здоровье занимает самые последние ступеньки в ряду личностных
ценностей. Ребёнку сложно представить, что ему могут грозить какие-то
заболевания, и что запас здоровья, имеющийся у него, ограничен. И только,
когда маленький человек будет осведомлён о важности ЗОЖ, он быстрее
перенесёт переданный взрослыми опыт в самостоятельную деятельность,
разумнее будет относиться к своей жизни и своему здоровью. Следовательно,
важно с раннего детства сформировать у детей базу знаний и практических
навыков здорового образа жизни, сформировать у детей понятие, что каждый
человек должен быть хозяином своего здоровья, с раннего детства научить
разумно и бережно относиться к своему здоровью.
На формирование представлений о ЗОЖ у дошкольников оказывают
влияние как условия воспитания в семье, так и в образовательном
учреждении.
К основным компонентам здорового образа жизни детей относят:
- Рациональный режим.
- Соблюдение правил личной гигиены
- Правильное питание.
- Рациональная двигательная активность в помещениях и на прогулке.
- Закаливание организма.
С некоторыми видами
здоровьесберегающих технологий мы уже
познакомились,таких как :
1.
Технологии сохранения и стимулирования здоровья: Стретчинг,
ритмопластика, динамические паузы, подвижные и спортивные игры,
релаксация, технологии эстетической направленности, гимнастика
пальчиковая,
гимнастика
для
глаз,
гимнастика
дыхательная,
гимнастика
бодрящая,
гимнастика
корригирующая,
гимнастика
ортопедическая.
2.
Сегодня мы более подробно поговорим о технологии обучения
здоровому образу жизни и коррекционных технологиях
В технологию обучения здоровому образу жизни входят:
Физкультурные занятия
Коммуникативные игры
Проблемно-игровые ситуации, игротренинги и игротерапия
Массаж и самомассаж
Утренняя
гимнастика является
одним
из
важнейших
компонентов
двигательного
режима,
ее
организация
направлена
на
поднятие
эмоционального
и
мышечного
тонуса
детей.
Оздоровительное
и
воспитательное значение утренняя гимнастика приобретает в том случае,
если она проводится систематически. Ежедневное выполнение физических
упражнений
под
руководством
взрослого
способствует
проявлению
определенных волевых усилий, вырабатывает у детей полезную привычку
начинать день с утренней гимнастики.
Физкультурные занятия направлены на обучение двигательным умениям и
навыкам. В детском саду они проводятся 2-3 раза в неделю в спортивном
зале и на улице в соответствии программой, по которой работает ДОУ.
Ранний возраст - в групповой комнате, 10 мин. Младший возраст – 15-20
мин., средний возраст – 20-25 мин., старший возраст – 25-30 мин. Перед
занятием необходимо хорошо проветрить помещение. Физкультурные
занятия по содержанию могут быть: традиционные, сюжетно-игровые,
интегрированные,
оздоровительные.
Регулярные
занятия
физкультурой
укрепляют
организм
и
способствуют
повышению
иммунитета.
А
присутствие музыки на занятиях способствует улучшению психологического
и физиологического состояния организма ребёнка..
Коммуникативные игры – это совместная деятельность детей, способ
самовыражения,
взаимного
сотрудничества. Наиболее
интенсивно
коммуникативное развитие ребенка проходит в дошкольный период детства
и зависит, прежде всего, от опыта общения со сверстниками. Именно этот
опыт является базисом его дальнейшего личностного и социального
развития. Игры для развития коммуникативных навыков мы делим на парные
и групповые. Парные игровые упражнения способствуют «расширению»
открытости по отношению к партнеру – умению чувствовать и принимать
его. Групповые – дают навыки взаимодействия в коллективе детям
малообщительным,
замкнутым,
зависимым,
тем,
у
кого
занижена
самооценка, нарушено поведение, кто страдает страхами.
Проводятся 1-2 раза в неделю по 30 мин. со старшего возраста. Занятия
строятся по определенной схеме и состоят из нескольких частей. В них водят
беседы, этюды и игры разной степени подвижности, занятия рисованием,
лепкой и др.
Проблемно-игровые
(игротреннинги
и
игротерапия)
–
это
метод
психотерапевтического
воздействия
на
детей
с
использованием
игры. Проводятся в свободное время, можно во второй половине дня. Время
строго не фиксировано, в зависимости от задач, поставленных педагогом.
Занятие может быть организовано не заметно для ребенка, посредством
включения педагога в процесс игровой деятельности.
Игротерапия. Терапевтическая
задача
заключается
в
выявлении
«истинного» источника символической игры и в доведении его до сознания
ребенка, предоставление возможности ребенку самостоятельно выбирать
линию поведения. В ходе игры ребенок выбирает свой путь сам, а педагог
может руководить игрой только по просьбе самого ребенка. Помимо тактики
педагога в игротерапии важное значение приобретают тот игровой материал,
который предлагается ребенку, и вся окружающая его обстановка. В детском
саду занятия по игротерапии проходят в комнате психологической разгрузки
при
непосредственном
участии
психолога
ДОУ.
Наиболее
часто
используются в игровой терапии такие материалы, как вода, песок, глина,
краски. Психотерапевтическая работа основывается на изучении уже
сложившихся форм игровой деятельности и ее нарушений. И уже на этой
основе происходит нахождение адекватных приемов для формирования
полноценной игры.
Игры на песке — одна из форм естественной деятельности ребенка.
Именно
поэтому
мы,
взрослые,
можем
использовать
песочницу
в
развивающих и обучающих занятиях. В нашем учреждении имеются
ванночки для песка и воды. Основной принцип игр на песке — это создание
стимулирующей среды, в которой ребенок чувствует себя комфортно и
защищено и может проявить творческую активность. Для занятий с детьми
подбираются задания и игры в сказочной форме. При этом полностью
исключается
негативная
оценка
действий
и
результатов
ребенка
и
поощряется фантазия и творческий подход. Реализация этих принципов
позволяет усилить положительную мотивацию к занятиям и личностную
заинтересованность ребенка в происходящем. Еще один принцип — реальное
«проживание», проигрывание всевозможных ситуаций вместе с героями
сказочных сюжетов. Например, оказавшись в роли спасителя Принцессы,
ребенок не просто предлагает тот или иной выход из трудной ситуации, но и
реально разыгрывает ее на песке с помощью миниатюрных фигурок
Самомассаж
- это массаж, выполняемый самим ребёнком. Он
улучшает кровообращение, помогает нормализовать работу внутренних
органов, улучшить осанку, тонизирует весь организм. Он способствует не
только физическому укреплению человека, но и оздоровлению его психики.
Для
детей
самомассаж
-
это
профилактика
сколиозов,
простудных
заболеваний, вегетативных дистаний.
Самомассаж и рекомендуется проводить в игровой форме ежедневно в виде
пятиминутного занятия, на прогулках или в виде динамической паузы в
образовательной деятельности.Это могут быть массажные движения по
ладоням, кистям и предплечьям обеих рук: поглаживание, растирание, легкое
надавливание,
пощипывание,
похлопывание,
сгибание,
разгибание
пальчиков, как всех, так и поочередно. Также рекомендованы такие
упражнения, как катание грецкого ореха, массажного мяча или шарика,
катание ребристого карандаша, имитация скатывания колобка, палочек, как в
лепке, сжимание резиновых игрушек разной плотности. Весёлые стихи,
яркие образы, обыгрывающие массажные движения будут способствовать
привитию навыков самомассажа и применению их в самостоятельной
деятельност
Коррекционные технологии
Технологии
музыкального
воздействия – в
различных
формах
физкультурно-оздоровительной работы; либо отдельные занятия 2-4 раза в
месяц в зависимости от поставленных целей. Используются в качестве
вспомогательного средства как часть других технологий; для снятия
напряжения, повышения эмоционального настроя и пр.
Сказкотерапия –
это течение
в
психотерапии,
при
котором
для
достижения терапевтического эффекта используются придуманные
истории. Проводится 2-4 занятия в месяц по 30 мин. со старшего возраста.
Занятия используют для психологической терапевтической и развивающей
работы. Сказку может рассказывать взрослый, либо это может быть
групповое рассказывание, где рассказчиком является не один человек, группа
детей, а остальные дети повторяют за рассказчиками необходимые движения.
Формирование потребности в здоровом образе жизни должно вестись легко,
незаметно
и
ненавязчиво,
но
всегда
с
удовольствием
и
искренней
заинтересованностью со стороны, как взрослого, так и ребёнка. Этот подход
позволяет реализовать педагогам на практике «золотое правило» дошкольной
педагогики – «Мы должны так обучать детей, чтобы они об этом даже не
догадывались». А мы, воспитатели должны не только дать качественные
знания детям, но и сформировать сознательную установку на здоровый образ
жизни, научить их с малых лет жить в гармонии с собой и окружающим
миром.