Напоминание

Технологии обучения здоровому образу жизни


Автор: Наталья Сергеевна Черезова
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 47 "Ладушки"
Населённый пункт: Заволжье
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Технологии обучения здоровому образу жизни
Раздел: дошкольное образование





Назад




Тема: «Консультация для педагогов «Технологии обучения здоровому

образу жизни»

Черезова Наталья Сергеевна воспитатель МБДОУ «Детский сад № 47

«Ладушки» г. Заволжье

«Я не боюсь ещё и ещё раз повторять:

забота о здоровье – это важнейший

труд воспитателя. От жизнерадостности,

бодрости детей зависит их духовная жизнь,

мировоззрение, умственное развитие,

прочность знаний, вера в свои силы».

В.А. Сухомлинский

Большинство взрослых людей знает, что здоровье человека закладывается

с раннего детства и нуждается в тщательной заботе на протяжении всей его

жизни. Причём заботиться следует как о физическом, так и о духовном

состоянии

здоровья.

Согласно

данным

научных

исследований,

оно

обуславливается на 50%-образом жизни, на 20% -наследственностью, на

20%-состоянием окружающей среды и примерно на 10%-возможностями

медицины. Если на первые мы повлиять не можем,то другие 50% мы

должны дать своим воспитанкам.

У детей здоровье занимает самые последние ступеньки в ряду личностных

ценностей. Ребёнку сложно представить, что ему могут грозить какие-то

заболевания, и что запас здоровья, имеющийся у него, ограничен. И только,

когда маленький человек будет осведомлён о важности ЗОЖ, он быстрее

перенесёт переданный взрослыми опыт в самостоятельную деятельность,

разумнее будет относиться к своей жизни и своему здоровью. Следовательно,

важно с раннего детства сформировать у детей базу знаний и практических

навыков здорового образа жизни, сформировать у детей понятие, что каждый

человек должен быть хозяином своего здоровья, с раннего детства научить

разумно и бережно относиться к своему здоровью.

На формирование представлений о ЗОЖ у дошкольников оказывают

влияние как условия воспитания в семье, так и в образовательном

учреждении.

К основным компонентам здорового образа жизни детей относят:

- Рациональный режим.

- Соблюдение правил личной гигиены

- Правильное питание.

- Рациональная двигательная активность в помещениях и на прогулке.

- Закаливание организма.

С некоторыми видами

здоровьесберегающих технологий мы уже

познакомились,таких как :

1.

Технологии сохранения и стимулирования здоровья: Стретчинг,

ритмопластика, динамические паузы, подвижные и спортивные игры,

релаксация, технологии эстетической направленности, гимнастика

пальчиковая,

гимнастика

для

глаз,

гимнастика

дыхательная,

гимнастика

бодрящая,

гимнастика

корригирующая,

гимнастика

ортопедическая.

2.

Сегодня мы более подробно поговорим о технологии обучения

здоровому образу жизни и коррекционных технологиях

В технологию обучения здоровому образу жизни входят:

Физкультурные занятия

Коммуникативные игры

Проблемно-игровые ситуации, игротренинги и игротерапия

Массаж и самомассаж

Утренняя

гимнастика является

одним

из

важнейших

компонентов

двигательного

режима,

ее

организация

направлена

на

поднятие

эмоционального

и

мышечного

тонуса

детей.

Оздоровительное

и

воспитательное значение утренняя гимнастика приобретает в том случае,

если она проводится систематически. Ежедневное выполнение физических

упражнений

под

руководством

взрослого

способствует

проявлению

определенных волевых усилий, вырабатывает у детей полезную привычку

начинать день с утренней гимнастики.

Физкультурные занятия направлены на обучение двигательным умениям и

навыкам. В детском саду они проводятся 2-3 раза в неделю в спортивном

зале и на улице в соответствии программой, по которой работает ДОУ.

Ранний возраст - в групповой комнате, 10 мин. Младший возраст – 15-20

мин., средний возраст – 20-25 мин., старший возраст – 25-30 мин. Перед

занятием необходимо хорошо проветрить помещение. Физкультурные

занятия по содержанию могут быть: традиционные, сюжетно-игровые,

интегрированные,

оздоровительные.

Регулярные

занятия

физкультурой

укрепляют

организм

и

способствуют

повышению

иммунитета.

А

присутствие музыки на занятиях способствует улучшению психологического

и физиологического состояния организма ребёнка..

Коммуникативные игры это совместная деятельность детей, способ

самовыражения,

взаимного

сотрудничества. Наиболее

интенсивно

коммуникативное развитие ребенка проходит в дошкольный период детства

и зависит, прежде всего, от опыта общения со сверстниками. Именно этот

опыт является базисом его дальнейшего личностного и социального

развития. Игры для развития коммуникативных навыков мы делим на парные

и групповые. Парные игровые упражнения способствуют «расширению»

открытости по отношению к партнеру – умению чувствовать и принимать

его. Групповые – дают навыки взаимодействия в коллективе детям

малообщительным,

замкнутым,

зависимым,

тем,

у

кого

занижена

самооценка, нарушено поведение, кто страдает страхами.

Проводятся 1-2 раза в неделю по 30 мин. со старшего возраста. Занятия

строятся по определенной схеме и состоят из нескольких частей. В них водят

беседы, этюды и игры разной степени подвижности, занятия рисованием,

лепкой и др.

Проблемно-игровые

(игротреннинги

и

игротерапия)

это

метод

психотерапевтического

воздействия

на

детей

с

использованием

игры. Проводятся в свободное время, можно во второй половине дня. Время

строго не фиксировано, в зависимости от задач, поставленных педагогом.

Занятие может быть организовано не заметно для ребенка, посредством

включения педагога в процесс игровой деятельности.

Игротерапия. Терапевтическая

задача

заключается

в

выявлении

«истинного» источника символической игры и в доведении его до сознания

ребенка, предоставление возможности ребенку самостоятельно выбирать

линию поведения. В ходе игры ребенок выбирает свой путь сам, а педагог

может руководить игрой только по просьбе самого ребенка. Помимо тактики

педагога в игротерапии важное значение приобретают тот игровой материал,

который предлагается ребенку, и вся окружающая его обстановка. В детском

саду занятия по игротерапии проходят в комнате психологической разгрузки

при

непосредственном

участии

психолога

ДОУ.

Наиболее

часто

используются в игровой терапии такие материалы, как вода, песок, глина,

краски. Психотерапевтическая работа основывается на изучении уже

сложившихся форм игровой деятельности и ее нарушений. И уже на этой

основе происходит нахождение адекватных приемов для формирования

полноценной игры.

Игры на песке — одна из форм естественной деятельности ребенка.

Именно

поэтому

мы,

взрослые,

можем

использовать

песочницу

в

развивающих и обучающих занятиях. В нашем учреждении имеются

ванночки для песка и воды. Основной принцип игр на песке — это создание

стимулирующей среды, в которой ребенок чувствует себя комфортно и

защищено и может проявить творческую активность. Для занятий с детьми

подбираются задания и игры в сказочной форме. При этом полностью

исключается

негативная

оценка

действий

и

результатов

ребенка

и

поощряется фантазия и творческий подход. Реализация этих принципов

позволяет усилить положительную мотивацию к занятиям и личностную

заинтересованность ребенка в происходящем. Еще один принцип — реальное

«проживание», проигрывание всевозможных ситуаций вместе с героями

сказочных сюжетов. Например, оказавшись в роли спасителя Принцессы,

ребенок не просто предлагает тот или иной выход из трудной ситуации, но и

реально разыгрывает ее на песке с помощью миниатюрных фигурок

Самомассаж

- это массаж, выполняемый самим ребёнком. Он

улучшает кровообращение, помогает нормализовать работу внутренних

органов, улучшить осанку, тонизирует весь организм. Он способствует не

только физическому укреплению человека, но и оздоровлению его психики.

Для

детей

самомассаж

-

это

профилактика

сколиозов,

простудных

заболеваний, вегетативных дистаний.

Самомассаж и рекомендуется проводить в игровой форме ежедневно в виде

пятиминутного занятия, на прогулках или в виде динамической паузы в

образовательной деятельности.Это могут быть массажные движения по

ладоням, кистям и предплечьям обеих рук: поглаживание, растирание, легкое

надавливание,

пощипывание,

похлопывание,

сгибание,

разгибание

пальчиков, как всех, так и поочередно. Также рекомендованы такие

упражнения, как катание грецкого ореха, массажного мяча или шарика,

катание ребристого карандаша, имитация скатывания колобка, палочек, как в

лепке, сжимание резиновых игрушек разной плотности. Весёлые стихи,

яркие образы, обыгрывающие массажные движения будут способствовать

привитию навыков самомассажа и применению их в самостоятельной

деятельност

Коррекционные технологии

Технологии

музыкального

воздействия – в

различных

формах

физкультурно-оздоровительной работы; либо отдельные занятия 2-4 раза в

месяц в зависимости от поставленных целей. Используются в качестве

вспомогательного средства как часть других технологий; для снятия

напряжения, повышения эмоционального настроя и пр.

Сказкотерапия

это течение

в

психотерапии,

при

котором

для

достижения терапевтического эффекта используются придуманные

истории. Проводится 2-4 занятия в месяц по 30 мин. со старшего возраста.

Занятия используют для психологической терапевтической и развивающей

работы. Сказку может рассказывать взрослый, либо это может быть

групповое рассказывание, где рассказчиком является не один человек, группа

детей, а остальные дети повторяют за рассказчиками необходимые движения.

Формирование потребности в здоровом образе жизни должно вестись легко,

незаметно

и

ненавязчиво,

но

всегда

с

удовольствием

и

искренней

заинтересованностью со стороны, как взрослого, так и ребёнка. Этот подход

позволяет реализовать педагогам на практике «золотое правило» дошкольной

педагогики – «Мы должны так обучать детей, чтобы они об этом даже не

догадывались». А мы, воспитатели должны не только дать качественные

знания детям, но и сформировать сознательную установку на здоровый образ

жизни, научить их с малых лет жить в гармонии с собой и окружающим

миром.



В раздел образования