Автор: Поручикова Ирина Сергеевна
Должность: преподаватель фортепиано
Учебное заведение: ГБПОУ ТКК им. Н.А.Львова
Населённый пункт: город Тверь, Тверская область
Наименование материала: Методическая статья
Тема: Музыка для детей и юношества в творчестве композиторов-современников
Раздел: дополнительное образование
КОМИТЕТ ПО ДЕЛАМ КУЛЬТУРЫ ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ТВЕРСКОЙ КОЛЛЕДЖ КУЛЬТУРЫ ИМЕНИ Н.А. ЛЬВОВА»
«Музыка для детей и юношества в творчестве композиторов-
современников»
(Владимир Коровицын, Александр Смелков)
Преподаватель фортепиано:
Поручикова Ирина Сергеевна
Тверь 2020
Пояснительная записка
«Тематический концерт как итоговое мероприятие в классе
фортепиано». Такую форму работы я стала
использовать, начиная с 2008 года в качестве некой альтернативы
академическим концертам по результатам работы за 1-е полугодие или
за год. Выступление на концерте и есть тот самый результат. С 2008
года и по настоящее время такие тематические программы
подготавливаются и проводятся. Каждая такая программа – это не
просто концерт, составленный из различных произведений. В
некотором смысле её можно сравнить с лекцией-концертом, где
слушатели знакомятся с творчеством композиторов, чьи произведения
звучат в концерте, историей их создания и т.д. Каждая программа имеет
определённые цели и задачи, которые вытекают из выбранной темы.
В тематических концертах выступают все учащиеся одного
преподавателя независимо от того, в каком классе они учатся, является
ли фортепиано основным инструментом или общим (для
хореографического, театрального и др. отделений).
Для проведения концерта необходима специальная аудитория с двумя
(желательно концертными) роялями. Концертный зал для этого
мероприятия не очень подходит. Она должна быть камерной, чтобы
выступающие дети и зрители находились в одном пространстве, чтобы
ведущий концерта мог одновременно с ними общаться, чтобы
выступающие ощущали себя ещё и слушателями. Это – очень важный
методический момент. За время своего обучения дети прослушивают
огромное количество музыкальных произведений. Ведь не все родители
водят их на концерты в филармонию.
В тоже время помещение должно быть достаточно просторным, т.к. для
участия в концертах мы приглашаем учащихся других отделений:
прикладного (с выставками рисунков), хореографического (с
танцевальными номерами), а также инструментальный ансамбль, а это
– инструменты, пульты, ударная установка. В колледже культуры и
соответственно в ДШИ для этого есть все условия.
В подготовке и проведении мероприятия принимают участие
преподаватели ДШИ, колледжа культуры, студенты колледжа, его
бывшие выпускники и приглашённые солисты-вокалисты, в том числе
иностранные студенты Тверских вузов и даже артисты нашей
филармонии. В последнем из наших концертов принимали участие
родители.
Подготовка к концерту начинается с выбора темы. Она может быть
любой. Но есть две темы, которые проходят через все программы.
Первая тема – джаз. Простейшие джазовые произведения, учащиеся
начинают играть с 1-го года обучения. Вторая тема –
преимущественное исполнение произведений российских и
зарубежных композиторов XX, XXI века, то есть современная музыка.
Работа над джазовым репертуаром в ДШИ ведётся параллельно с
изучением программного материала и расширяет возможности
знакомства с различными направлениями современной музыки. Для
нашей ДШИ – это ещё и возможность сотрудничества с эстрадным
отделением колледжа.
Все произведения дети учат в процессе классной работы. Прикладники
оформляют указанную тему своими рисунками. Хореографы готовят
танцевальные номера. И вот наступает очень важный этап работы –
репетиционный. Обычно мы проводим несколько общих репетиций. На
них присутствуют и родители. И это очень важный психологический
момент, как для детей, так и их родителей. Вот, собственно, вся наша
«кухня». Процесс этот очень трудоёмкий. Но важен результат.
Подводя итог нашей деятельности, можно сказать, что эти концерты
потребовали большой методической и организационной работы. В этом
процессе возникла необходимость взаимодействия между различными
отделениями ДШИ и колледжа, а также активной работы с родителями
учащихся, которые оказались вовлечёнными в совместную работу.
Такие программы воспитывать художественный вкус учащихся,
вырабатывают умение играть в различных по составу
инструментальных ансамблях, аккомпанировать пению и танцам, что
практически невозможно сделать на уроке, то есть применять
полученные умения и навыки в новом для себя качестве. Дети
начинают понимать, зачем они занимаются музыкой, как на практике
взаимодействуют между собой различные виды искусства.
Одной из актуальнейших музыкально-педагогических проблем на
сегодняшний день является проблема приобщение ребёнка к миру и
языку современного искусства в целях его гармонического развития.
Современная музыкальная культура пестрит многообразием видов и
жанров, также разнятся и предпочтения сегодняшнего любителя
музыки.
Современную музыку можно разделить на три вида - по степени
заполнения «звукового» пространства. В первую очередь - это
продукты массовой культуры: от примитивного шлягера до
грандиозных постановок мюзиклов. Современные исследователи
обозначают такую музыку ещё одним определением – «эмбиент», что
означает «обволакивающая», «омывающая» слушателя музыка и вместе
с тем «музыка среды».
Второй пласт – фольклор - народное музыкальное творчество,
городской фольклор, а также адаптированная на профессиональный лад
народная музыка.
Третий пласт исследователи называют опус-музыка. Это авторская
музыка XI-XXI веков, одной из основных понятий которой является
«opus» - оригинальное сочинение, зафиксированное в нотном тексте.
Массовая культура - царица современного музыкального мира.
Фольклор значительно ослабил свои позиции. С профессиональной
музыкой сложилась парадоксальная ситуация: даже среде
профессиональных музыкантов современную музыку понимают и
принимают далеко не все. В чем причина?
В первую очередь, это сложный музыкальный язык. Общественные
катаклизмы XXI века изменили ощущение человека в мире, в среде
высокоразвитых технологий и коммуникаций. Конфликтность и
взрывчатость протекания социальных, политических и экономических
процессов отразилось в культуре, произошёл переворот в системе
ценностей, что привело к рождению новых стилей, жанров, поисков
новых выразительных средств. «Плюрализм» (множественный) стилей
- главная черта музыкального искусства XXI века.
Для восприятия современной музыки необходим современный
музыкальный слух, Слух, воспитанный только на классической
мелодике и гармонии, поначалу решительно противится новой музыке.
Для того чтобы слушателю был понятен язык современного
музыкального творчества, надо закрепить его в музыкальном сознании,
сделать его естественным и родным для ребёнка. Поэтому особое
внимание необходимо уделять подбору репертуара для юного
исполнителя. Как отмечал Г.Г. Нейгауз, он в своей педагогической
практике «никогда не приспосабливал произведения к ученику, а всегда
лишь старался приспособить ученика к произведению».
В репертуаре уч-ся ДМШ и ДШИ произведения современной музыки
представлены, в основном, пьесами А.Ф. Гедике, С.М. Майкапара, В.С.
Косенко, А.А. Беркович. Они, бесспорно, сыграли в свое время
положительную роль, но сегодня, как справедливо заметил Л. А.
Баренбойм: «Хотя и обладают рядом полезных качеств, но по
образному содержанию и стилистике устарели… Они далеки от мира
современного ребёнка и… от современного музыкального творчества…
Современная музыка должна изучаться параллельно и одновременно с
классикой, не обгоняя её и не опережая её».
Кратко сформулирую общие закономерности, присущие современный
фортепианный музыки для детей. Это ладовые и ритмические
особенности, новые приемы звукозаписи, техники и фактуры, новые
элементы полифонии и политональные сочетания.
Кроме привычных в традиционной музыке мажора и минора,
превалируют лады (диатонические и пентатоника), а также
разнообразные виды мажора и минора с увеличенными интервалами. К
ритмическим трудностям можно отнести сложные и переменные
размеры. Научить исполнению сложно-смешанных размеров,
разнообразного синкопированного ритма - важнейшая задача. Одним из
самых распространённых элементов является созвучие, захватывающее
целую гроздь соседних нот - так называемые кластеры, диссонансы,
разрешающиеся в диссонансы. Фортепианные флажолеты, педаль,
фактура, аппликатура, политональность и т.д. - всё это требует
тщательного осмысления и проработки прежде всего педагогом.
Музыка для детей и юношества композиторов – современников
(В. Коровицын и А. Смелков)
Видео. Фото В.В. Коровицына (слайд 2).
Фото обложки (слайд) и содержания сборника
«Романтические миниатюры» (слайд 4).
Над творчеством композитора Владимира Вилениновича Коровицына я
работаю со своими учениками давно. Сначала это были отдельные
пьесы из разных сборников, но потом учащиеся подготовили и
исполнили практически все произведения из сборников «Музыкальное
путешествие по странам Западной Европы» и «Романтические
миниатюры».
Начало такого рода концертов из произведений одного автора было
положено программой по произведениям из альбомов пьесы цикла «От
5 до 50» современного композитора, живущего в Санкт-Петербурге
Сергея Михайловича Слонимского. Следующим был концерт по
сборнику «Музыкальное путешествие по странам Западной Европы»
Владимира Коровицына.
Несколько слов о композиторе. В 1955 году Владимир Виленинович
отметил свой 60-летний юбилей. Он родился в Великом Новгороде в
1955-м году, окончил музыкальную школу
№
1, музыкальное училище, с
отличием - Ленинградскую консерваторию по классу баяна. Он -
лауреат Международных конкурсов, член Союза композиторов России.
Лауреат конкурсов «Melody – competition» (Стокгольм, 1992) и «Весна
романса» (Санкт-Петербург, 2000) в композиторской номинации. В
настоящее время живёт и работает в родном городе.
В его творческом багаже - произведения самых различных жанров.
Кроме фортепианных пьес и альбомов для детей и юношества, это
произведения для хора, камерного и симфонического оркестров,
романсы, песни, духовные сочинения. Произведения Коровицына
исполняют не только в России, Белоруссии, Казахстане, но и во многих
зарубежных странах (Литве, Швейцарии, Канаде, Норвегии, Германии,
США). Но сам композитор считает сочинение произведений для детей
основой творчества. Если говорить о его творческом credo, то это не
добро и не истина, а красота. «Я - адепт красоты и хочу им быть - так
он сам себя назвал в одном из интервью. Под воздействием музыки
человек должен становиться мягче, терять свою агрессию, стремиться к
красоте в любых её проявлениях, искать красоту везде и стараться
сделать, чтобы вокруг было красиво». На вопрос о настроении его
музыки, композитор ответил так: «Я, конечно, корю себя за то, что у
меня больше минора… Но что делать… У нас душа русская таким
образом устроена, что, не очень хорошо воспринимает мажор. Моя
музыка, конечно, серьезная, но она с элементами киномузыки и
гармонии, которая ласкает слух, и мелодии, которая ласкает ухо».
В этом наши исполнители и предлагают убедиться нашим уважаемым
слушателям.
Запах хвои и мандаринов
В. Коровицын. Романтические миниатюры (сценарий).
«Запах хвои и мандаринов». Название этой пьесы стало названием
нашей программы. Оно ассоциируется с Новым годом. И хотя он уже
наступил даже по восточному календарю, эта музыка возвращает нам
запах детства, мандаринов и хвои, запах праздника и детского восторга,
а у взрослых - чувство ностальгии по счастливому детству, наряженной
ёлке и новогодним подаркам. (Исполнение).
Следующие четыре пьесы образуют маленький музыкальный цикл
«Четыре сезона», вторым названием которого могло бы стать такое
«Времена года». Многие композиторы обращались к этой теме.
Вспомните знаменитые скрипичные концерты венецианского
композитора Антонио Вивальди под таким же названием, который он
писал в 1723 году. Особенностью их является то, что каждому концерту
предшествует стихотворный эпиграф (сонет), предположительно
написанный самим композитором.
Весна.
Весна придёт! И радостною песней
Полна природа. Солнце и тепло.
Журчат ручьи. И праздничные вести.
Зефир разносит, точно волшебство.
(Исполнение «Первая проталинка»)
Лето.
В полях лениво стадо бродит.
От тяжкого, удушливого зноя
Страдает, сохнет всё в природе.
Томится жаждой всё живое.
Кукушки голос звонко и призывно.
Доносится из леса. Нежный разговор
Щегол и горлица ведут неторопливо.
И тёплым ветром напоён простор.
(Исполнение «И снова июнь»).
Осень.
У Вивальди осень ассоциировалась с охотой и жатвой, как и у П.И.
Чайковского в его фортепианном цикле «Времена года». Но
доминантой осени является у него всё-таки «Осенняя песня» (октябрь),
эпиграфом к которой служит отрывок из стихотворения Алексея
Толстого. Это стихотворение и другие в качестве эпиграфов к пьесам
предположительно выбирал издатель журнала «Нувеллист» Бернард.
(Исполнение «В осеннем парке»)
(После исполнения).
Осень задумчива и грустна, загадочна и лирична. Музыка пьесы тихо
передаёт настроение уставшей природы. Это как стихия опадающих
листьев, нежных солнечных дней бабьего лета, стихи осеннего дождя в
затягивающегося пасмурной дымкой неба поздней осени.
Осень самая утончённая, нежная и в то же время, полная мудрости
пора. Грусть и тоска, радость и разочарование, одиночество и любовь,
всё переплетается в осеннем, полном меланхолии и очарования,
настроении.
Зима.
Зима у Вивальди.
Дрожишь, замерзая в холодном снегу.
И с севера ветра волна накатила.
От стужи зубами стучишь на бегу,
Колотишь ногами, согреться не в силах.
Как сладко в уюте, тепле и тиши.
От злой непогоды укрыться зимою.
Камина огонь, полусна миражи.
И души замерзшие полны покоя.
(Исполнение «Снежинки»).
Следующие три пьесы, которые вы услышите, казалось бы, не имееют
отношения к романтическим миниатюрам. Что такое этюд? Это
упражнение для развития пальцевой техники. Кто учился в
музыкальной школе наверняка играли отсюда Карла Черни, Клементи,
Крамера или Лешгорна. Но все эти композиторы, кроме Лешгорна,
жили в 18 веке (Лешгорн – в 19), в эпоху, называемую классицизмом.
Все они были фортепианными педагогами, поэтому и сочиняли
специальные этюды. Начиная примерно с 1820 г. в искусстве и, в
частности, музыке, сложилось новое художественное направление,
получившее название романтизм. Композиторы-романтики старались с
помощью музыкальных средств выразить глубину и богатство
внутреннего мира человека. Ярчайшие представители этого
направления в зарубежной музыке - Франц Шуберт, Фредерик Шопен,
Феликс Мендельсон, Роберт Шуман, из русских композиторов самый
выдающийся - это, конечно, П.И. Чайковский.
Прозе жизни романтизм противопоставил прекрасное царство духа,
«жизнь сердца». Романтики верили в то, что чувства составляют более
глубокий пласт души, чем разум. Карлу Шуману принадлежат слова:
«Разум – заблуждается, чувства – никогда». Именно музыка, которая в
силу своей специфики наиболее полно выражает движение души, в
эпоху романтизма заняла ведущее место среди других искусств.
К 19 веку в фортепианной музыке уже сложились определённые
музыкальные жанры, которые теперь видоизменились, приобрели
новый смысл. Расцвёл жанр миниатюры (самостоятельной или
объединённый с другими миниатюрами в цикл) этюды, музыкальные
моменты, экспромты, прелюдии, ноктюрны, вальсы, мазурки и т.д. В 20
и 21 веке это развитие продолжалось и продолжается. Отсюда, между
прочим, и название данного сборника «Романтические миниатюры».
Но вернёмся к этюдам. (Исполнение Этюд
№
1,
№
2 «Пин-понг»,
№
3).
Ещё одна особенность романтической музыки - опора на народное
творчество. Это - народные песни и танцы. В пьесах современных
композиторов эти старинные танцы звучат совершенно по-иному. В
исполнении Беллы Идиговой вы услышите три старинных танца:
менуэт, экосез, ригодон.
(Исполнение).
Менуэт, экосез и ригодон - танцы западной Европы. Джаз родился из
негритянской и афроамериканской народной музыки. Два джазовых
дуэта. В основе «Шутки» - регтайм. «Вечное движение» - кантри.
(Исполнение).
Следующие три пьесы тоже можно объединить по содержанию в
небольшой цикл миниатюр: «Солнечный лучик», «Песенка южного
ветра» и «Дельтаплан».
(Исполнение)
Название следующий пьесы «Экспромт». Сам термин переводится как
готовый. Он многозначный, встречается в разговорной речи -
публичное выступление без предварительной подготовки. В музыке -
небольшая фортепианная пьеса, написанная в характере импровизации.
Шуберт, Шуман, Шопен – композиторы, в чьём творчестве этот
музыкальный жанр представлен очень ярко. Не зря здесь даётся
ремарка композитора - в манере Шопена.
(Исполнение).
Такая подсказка о Шопене могла быть и к следующей пьесе
«Ноктюрн». Их у Шопена 21. Изначально ноктюрн использовался в
церковной католической службе, исполняемой на рассвете (отсюда
перевод - ночная музыка). Родоначальником фортепианного жанра
считается ирландский композитор Джон Филд. Ноктюрны Шопена
очень любят играть пианисты. Их часто используют в художественных
фильмах.
(Исполнение).
Ещё одна пьеса в исполнении Горшковой Даши называется
«Дивертисмент». В переводе с французского – увеселение,
развлечение. Этот жанр - порождение классической эпохи с её балами,
маскарадами и т.д.
(Исполнение).
Название следующий пьесы «Старая фисгармония» (прелюдия).
Фисгармония - небольшой домашний орган. Специальной музыки для
неё практически нет, а исполнялись на ней, обычно, транскрипции
вокальной музыки или музыка, написанная для других инструментов.
Второе название пьесы – прелюдия - снова возвращает нас в прошлое,
ведь жанр пьесы, например, у Баха, это вступление к фуге, а в эпоху
романтизма - самостоятельная пьеса.
(Исполнение).
Названия трёх следующих пьес говорят сами за себя и не требуют
каких-то специальных пояснений. «Нежность», «Колыбельная»
«Тихая радость».
(Исполнение).
«Мадонна Литта» кисти Леонардо да Винчи - жемчужина собрания
Эрмитажа, знакомый каждому символ итальянской красоты и эпохе
Возрождения. Миланский герцог Антонио Литта уведомил русского
императора Александра II, что может продать четыре картины из
личной коллекции за сто тысяч франков. Среди них «Мадонна с
младенцем» кисти да Винчи. Директор императорского Эрмитажа
Степан Александрович Гедеонов отправился в Италию и привёз в
северную столицу шедевр, ставший известным под именем «Мадонна
Литта».
(Исполнение).
•
Запах хвои и мандаринов. Исп. Евсеева Настя.
•
Четыре сезона. Первая проталинка. Исп. Пещерова
Анжелика.
•
И снова июнь. Исп. Ибрагимхалилова
Ума.
•
В осеннем парке. Исп. Ибрагимхалилова
Ума.
•
Снежинки Исп. Филимонова Варя.
•
Три этюда. Этюд
№
1. Исп. Пещерова
Анжелика.
•
Этюд
№
2. «Пинг-понг» Исп. Ибрагимхалилова
Ума.
•
Этюд
№
3. Исп. Филимонова Варя.
Три танца в старинном стиле.
•
Менуэт. Исп. Филимонова Варя.
•
Экосез.
•
Ригодон
Два джазовых дуэта.
•
Шутка. Исп. Филимонова
Настя, И.С.
•
Вечное движение. Исп. Пещерова, И.С.
•
Солнечный лучик. Исп. Евсеева Настя.
•
Песенка южного ветра. Исп. Евсеева Настя.
•
Дельтаплан. Исп. Антонов Кирилл.
•
Экспромт (в манере Шопена). Исп. Евсеева Настя.
•
Ноктюрн. Исп. Горшкова Даша.
•
Дивертисмент Исп. Горшкова Даша.
•
Старая фисгармония (Прелюдия). Исп. Антонов Кирилл.
•
Нежность. Исп. Ибрагимхалилова
Ума.
•
Колыбельная. Исп. Идигова Белла
•
Тихая радость. Исп. Горшкова Даша
•
Мадонна Литта. Исп. Антонов Кирилл.
Музыкальные произведения и порядок слайдов.
Перед началом мероприятия:
•
Слайд
№
1. Название.
•
Слайд
№
2. Фото В.В. Коровицына
•
Слайд
№
3. Обложка сборника «Романтические миниатюры».
•
Слайд
№
4. Содержание сборников.
Пьесы «Запах хвои и мандаринов»
•
Слайд
№
5. Картина 1. Хвоя и мандарины в живописи.
•
Слайд
№
6. Картина 2.
•
Слайд
№
6. Картина 3.
Пьесы «Менуэт», «Экосез», «Ригодон».
•
Слайд
№
8. Картина 1. Джованни Доменико Тьеполо. Менуэт.
•
Слайд
№
9. Картина 2. Никола Ланкере. Менуэт.
Пьеса «Колыбельная».
Колыбельные картины Анны Силивончик
•
Слайд
№
10. Картина 1. Силивончик.
•
Слайд
№
11. Картина 2. Силивончик.
•
Слайд
№
12. Картина 3. Силивончик.
•
Слайд
№
14. Картина 4. А. Маринов. Колыбельная.
Пьеса «Нежность».
•
Слайд
№
14. Картина 1. Виллем Хаенрайтс.
•
Слайд
№
15. Картина 2.
•
Слайд
№
14. Картина 3.
Пьеса «Ноктюрн»
•
Слайд
№
17. Картина 1. Игорь Медведев. Ноктюрн.
•
Слайд
№
18. Картина 2. Каменев. Лунная ночь на реке.
Пьеса «Тихая радость».
•
Слайд
№
19. Картина 1. Irisz Agocs.
•
Слайд
№
20. Картина 2.
•
Слайд
№
21. Леонардо да Винчи. Мадонна Литта.
Пьеса «Мадонна Литта».
А. Смелков. «Альбом для детей и юношества» (сценарий).
Видео. А.П. Смелков, фото композитора (слайд 22). Фото обложки
сборника (слайд 23). Фото содержания сборника «Альбом для детей и
юношества» (слайд 24).
Другой композитор, чьи произведения из «Альбома для детей и
юношества» вы сейчас услышите, Смелков Александр Павлович. Он -
наш земляк, т.к. родился в Вышнем Волочке. В настоящее время живёт
и работает в Санкт-Петербурге. Музыкальную школу закончил дома,
затем была школа 10-летка при Ленинградской консерватории и
консерватория, которую Александр Петрович окончил по классу
композиции.
В его солидном творческом багаже, в котором есть произведение в
самых различных жанрах – оперы, симфонии, произведения для хора,
камерные и вокальные сочинения, важное место принадлежит и
музыки для детей.
Свою трудовую деятельность Александр Павлович начал в ДМШ.
Поэтому представляется закономерным сочинение музыки для детей и
юношества. Им написаны два альбома пьеса в 12 и 6 тетрадях. Они
включают «24 пьесы для фортепиано» ор.61, «Виват Санкт-Петербург!»
12 пьес в 4 руки, «Совсем простые пьесы», «Сонатины, вариации,
рондо», «Полифонические пьесы», «Два концерта для фортепиано с
оркестром» (5 класс ДШИ), «Концерт для фортепиано с оркестром» (6-
7 класс ДШИ), «Этюды», «Юный аккомпаниатор», «Дуэты, трио,
квартеты с участием ф-но», «Лавка древности» и т.д. Из
перечисленного видно, что композитор хорошо знаком с
методическими проблемами педагогической практики. В сборники
включены произведения разнообразных жанров и стилей, произведения
крупной формы, полифонические пьесы, произведения на разные виды
техники.
Само название «Альбом для детей и юношества» предполагает, кому
адресована эта музыка и кто будет её исполнять. История музыки для
детей началась ещё во времена И.С. Баха. Но такие специальные
альбомы получили распространение в двадцатом веке.
Родоначальником новой музыкально-педагогической литературы для
детей стал немецкий композитор Роберт Шуман. В его семье (жена -
выдающаяся пианистка Клара Вик) было 8 детей. «Альбом для
юношества» Шуман предназначил в подарок ко дню рождения дочери
Марии. Кроме пьес Шуман сделал к нему приложение в виде
«Жизненных правил для музыкантов».
Вслед за Шуманом появились альбомы Чайковского, Дебюсси,
Прокофьева, Гаврилина, Коровицына, Слонимского и других
композиторов.
«Альбом для детей и юношества» в двух тетрадях ор.61 - это
оригинальная сюита из 24 пьес. У неё есть ещё один заголовок - в
подражании Шуману и Чайковскому. (что такое подражание вообще, в
других видах искусства, в музыке?). Подражание в жанре - альбом для
детей и юношества. В ранних изданиях «Детского альбома»
Чайковский тоже указывает на подражание Шуману, чьё творчество
оказало сильное воздействие на музыкальное искусство 2-ой половины
19 века, в том числе и на творчество самого Петра Ильича.
Музыка сборник отражает характерные черты композиторского стиля
не только Р. Шумана и П. Чайковского, но и более поздних
композиторов, например, С. Рахманинова. При этом она очень
современна по своим музыкальным средствам.
Построение цикла достаточно традиционно: от простого к сложному,
прослеживается контраст темпового и образно-жанрового
сопоставления. И в тоже время в нём есть определённая музыкально-
драматургическая линия: происходит усложнение содержания пьес от
сказочно-фантастического до созерцательно-лирического к лирико-
философскому и драматическому.
Названия пьес отображают многоплановость жизненных впечатлений.
Здесь и пейзажи, и портретные зарисовки, и литературные герои, и
сказочные персонажи, и образы христианства, исторические темы,
жанровые пьесы. Они предполагают наличие определённых знаний в
различных областях искусства: литературе, истории, живописи,
богословии, музыкознании. Учащиеся сами должны найти сведения о
прототипах героев тех или иных пьес. Но в концертно-лекционных
программах мы считаем необходимым рассказ о них, т.к. слушатели
могут ничего этого не знать. Кроме того, практически все пьесы дают
богатый простор для видеоряда, который дополняет слуховое
восприятие.
Музыка сборника отражает характерные черты фортепианного
композиторского стиля этих композиторов (музыкальный стиль-это
система средств выразительности, которая служит воплощением
музыкально-образного содержания: фактура (полифоническая,
гомофонно-гармоническая) ритм, мелодика, гармония и т.д. Это
обращение к танцевальным жанрам, к портретной зарисовке, картины
природы и народной жизни. Но в то же время в пьесах цикла ярчайшим
образом проявляется романтическая натура автора, современное
звучание, выразительность мелодических оборотов, острота гармонии
и прихотливый ритм, элементы звукоизображения, своеобразие
музыкально-образного содержания. Слушатели и исполнители
«проживают» вместе с автором огромный период жизни - от раннего
детства до отрочества. Открывает цикл пьеса «Крошечка-
Хаврошечка».
•
Крошечка-хаврошечка. Краткое содержание сказки.
Видео: Вениамин Лосин. Иллюстрации к «Хаврошечке»
(Картина с названием сказки)
Исполняет Свищикова Олеся.
•
Осенняя картинка. Этой пьесе предшествует четверостишие из
стихотворения Тютчева:
«Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора –
Весь день стоит, как бы хрустальный,
И лучезарны вечера».
Видео: Сергей Боев. Осень в городе (одна-две картинки)
Исполняет Евсеева Настя.
•
Бабушка и кошки.
Видео: Иллюстрации к «Мост в детство» Гончаровой Л.С.
Исполняет Евсеева Настя
•
Росинка. Выходили лебежатушки
Теребит траву – муравушку,
И росинки серебристые,
Словно жемчуг осыпалися.
С. Есенин
Исполняет Овсянникова Лиза
•
А что если волки? Скерцо. Эту пьесу Александр Павлович
посвятил Юрию Георгиевичу Димитрину, либреттисту своих
оперных произведений. Автор называет его своей второй
творческой половинкой Ю.Г. Димитрин написал либретто к
операм «Ловушка для Кощея» (по сказке «Царевна-лягушка»),
«Братья Карамазовы» «Идиот» «Бесы» (по Достоевскому).
Пьеса написана в жанре Скерцо (шутка). Как самостоятельное
произведение в быстром темпе получило распространение начиная с 16
века.
Исполняет Трушникова Арина.
•
Колобок. Юмористический этюд, посвящается Виктору
Петровичу Сафронову, директору Волховской ДМШ им Я.
Сибелиуса. Краткое содержание сказки. Комментарии - после
исполнения.
Исполняет Евсеева Настя.
Пьеса написана в форме рондо (a-b-a-c-a-d-a), где, а – колобок,
следующие эпизоды – заяц, медведь и лиса. Музыкальные
характеристики контрастны, хотя находятся в одной народно-жанровой
сфере: заяц - музыка плясовая, медведь - тяжёлая и неуклюжая, у лисы -
вокальная сентиментальная мелодия.
Пьесой Колобок заканчивается часть цикла, которую можно обозначить
словом «Детство». Новый раздел - путь Руси, её история. Он
открывается пьесой «Рождество твоё». Рождество - самый главный
христианский праздник. Наше летоисчисление начинается с рождения
Иисуса Христа. Рождество означает конец языческой культуры и начало
христианской, на которой основана вся наша современная цивилизация.
Влияние христианства на русскую культуру ещё глубже, чем у других
народов, т.к. записанная русская история, письменность и культура
фактически и начинаются с принятием христианства (988 год.).
Празднование Рождества имеет определённые традиции, в церквях
проходят праздничные службы, в которых звучат праздничные молитвы
- тропарь и кондак. Тропарь Рождества Христова: Рождество Твое,
Христе Боже наш, озарило мир светом знания, ибо через него звездам
служащие звездою были научаемы Тебе поклоняться, Солнцу правды, и
зная Тебя, с высоты Восходящее Светило. Господи, слава Тебе!
7. Рождество твоё.
Музыка пьесы «Рождество твоё» напоминает знаменный распев,
который возник во времена крещения Руси и пришёл к нам из древней
византийской богослужебной церковной практики, из неё же
заимствован русским православием годичный круг осмогласия
(распределение церковных песнопений на 8 певческих голосов). Для
каждого гласа существуют свои яркие мелодические обороты, которые
отражают разные моменты духовных состояний человека: покаяние,
смирение, умиление, восторг и т.д.
Каждая мелодия связана с конкретным богослужебным текстом и
привязана к определённому времени дня, недели, года.
На Руси распевы греческих певцов постепенно видоизменялись, вбирая
в себя особенности церковнославянского языка, русские музыкальные
интонации и метроритмы, приобретая большую напевность и
плавность. Записывались эти мелодии над текстом в виде
определённых знаков (крюков), отсюда и название - знаменный распев.
Постепенно в церковную музыку входило партесное (от слова партия)
многоголосное пение, которое записывалось нотами. Авторами музыки
были известные композиторы Титов, Бортнянский, позже Глинка,
Чайковский, Балакирев, Римский-Корсаков, Рахманинов и т.д.
В «Детском альбоме» П.И. Чайковского тоже есть похожая пьеса «Хор»,
(«В церкви»), которая завершает весь цикл.
Исполняет Идигова Белла
Видео: А. Рублев. Икона «Рождество Христово».
В. Боровиковский. Рождество Христово.
Г. Гагарин. Рождество Христово.
И. Репин. Рождество Христово.
8. Витославлицы (музей деревянного зодчества близ Новгорода).
Витославлицы - один из интереснейших музеев деревянного зодчества,
который расположен недалеко от Великого Новгорода. Первые
упоминания о селе Витославлицы относятся к 1134 году. Не касаясь
истории, скажу, что в первой половине XIX века здесь поселилась
графиня А.А. Орлова-Чесменская, сохранился её дом, построенный по
проекту Карло Росси. Анна Алексеевна Орлова-Чесменская – камер –
фрейлина, единственная дочь Алексея Орлова, сына знаменитого
фаворита Екатерины II. После смерти отца, начала испытывать тягу к
духовной жизни. Была духовной дочерью архимандрита Фотия, на её
деньги был восстановлен Деревяницкий монастырь.
Видеоряд: Фото музея, фото графини А.А. Орловой-Чесменсой.
Исполняет Идигова Белла.
9. «Пирует Пётр…» выражение А.С. Пушкина. Ода на
Полтавскую викторию. (Ода - жанр лирики, торжественное
стихотворение, посвящённое какому-то событию, герою и т.д.)
Полтавский триумф - одно из наиболее масштабных государственных
празднований эпохи Петра I, знаменовал победу России в крупнейшем
сражении Северной войны 27 июня (8 июля) 1709 года. Первое
празднование в честь победы над шведами состоялось на следующий
день после сражения и прошло непосредственно на поле битвы.
Открывалось торжество благодарственным молебном. В русском лагере
была установлена походная церковь в шатре. Перед ней на
торжественную службу были построены войска во главе с царём и его
полководцами и сподвижниками. Во время богослужения при пении
«Тебе Бога хвалим» гремели победные салюты. Потом с обнаженной
головой, держа в руках свою простреленную шляпу, опустив
обнаженную шпагу, он объезжал войско и сердечно благодарил за
понесённые труды, геройскую храбрость и совершённые подвиги,
предводителей он обнимал и целовал, а к остальным обращался с
трогательными словами: «Здравствуйте, сыны Отечества, чада мои
возлюбленные! Потом трудов своих я создал вас, вы, имея любовь к
Богу, к Вере Православной, к Церкви и ко мне, и не щадили живота
своего и на тысячи смертей устремились безбоязненно. Храбрые дела
ваши никогда не забуду потомки!». Завершалось празднества
торжественным обедом. Русский композитор Василий Титов написал
12-голосый хор на Полтавскую победу.
Видео. Денис Мартен. Полтавская битва.
Ломоносов. Фрагмент мозаики. Полтавская баталия
А.Е. Коцебу. Полтавская победа.
Нестеренко. Москва встречает героев Полтавы.
Исполняет Ибрагимхалилова Ума.
10. Тёмные аллеи. Элегия.
Эпиграфом к этой пьесе могла бы стать строка из стихотворения Н.
Огарёва «Обыкновенная повесть»: «Кругом шиповник алый цвёл,
стояла тёмных лип аллея».
Пьеса написана под впечатлением рассказа Бунина «Тёмные аллеи».
Иван Алексеевич Бунин написал этот рассказ в 1938 году, живя во
Франции. Это произведение входит в одноимённый сборник рассказов.
Все новеллы этого цикла связывает одна тема – любовь. Сам рассказ
имеет простой сюжет: богатый молодой красавец - помещик обольщает,
а затем бросает горничную. Через много лет он встречает её на
постоялом дворе. Их встреча - это сожаление о потерянном счастье, о
невозвратимости времени, об утраченных иллюзиях и о власти
прошлого над человеком.
Кроме названия пьесы, А.П. Смелков указывает и жанр, в котором она
написана. Это элегия. Это слово пришло к нам из древнегреческой
литературы. Это слово первоначально обозначало погребальные
траурные песни, сопровождающиеся громогласными рыданиями
плакальщиц и заунывными звуками авлоса (духовой музыкальный
инструмент, прообраз гобоя). Позже, когда подобные обряды изжили
себя, элегия превратилась в песню. Содержание её - неразделенная
любовь, тоска одиночества и т.д. Элегичность пронизывает различные
виды искусства – литературу, живопись («пейзажи настроения»
Саврасова, Поленова, Левитана), музыку (Массне. Элегия. Глинка.
Ноктюрн «В разлуке», «Вальс-фантазия», Калинников. Элегия b-moll,
Рахманинов. Элегия es-moll, произведения Чайковского и т.д.
Исполняет Свищикова Олеся
11. Мальчиш-Кибальчиш (по Гайдару).
Судьба героя гайдаровской «Сказки о военной тайне», о Мальчише-
Кибальчише и его твёрдом слове стала для советских ребят символом
беззаветной преданности своей стране. Скульптор В.К. Фролов и
архитектор В.С. Кубасов создали скульптурную композицию
«Мальчиш-Кибальчиш», посвящённую этому литературному герою
(открыта 19.05. 1972 года в день 50-летия Всесоюзной пионерской
организации). Она располагается у входа в Московский городской
дворец пионеров (сейчас Московский дворец творчества детей и
молодёжи) на Ленинских горах.
Аркадий Гайдар и сам воевал в гражданскую войну. В ВОВ в качестве
военного корреспондента ушёл на фронт, был убит 26 октября 1941
года. Похоронили его на берегу Днепра, как когда-то героя его
«Военной тайны» Мальчиша-Кибальчиша.
Плывут пароходы - привет Мальчишу!
Пролетают лётчики - привет Малышу!
Пробегают паровозы - привет Малышу!
А пройдут пионеры - салют Малышу!
Видео памятника.
Исполняет Филимонова Варя.
12. Над вечным покоем (с картины Левитана). Посвящается
лучшему другу А. Смелкова
Исаак Осипович Левитан считал эту картину своим главным
произведением: «В ней я весь, со всей своей психикой, со всем своим
содержанием». Он начал писать картину в 1883 году на озере Удомля
близ Вышнего Волочка. В качестве эпиграфа к этой пьесе могла бы
послужить строфа из стихотворения Владимира Янке из книги
«Дыхание музыки»: Левитан. Полотно. «Над вечным покоем».
Остановлен разбег.
На века. Иль навек.
Покрова тишины над глухою водою,
Бог тебя подождёт - отдохни, человек.
Видео. И. Левитан. Над вечным покоем.
Исполняет Ибрагимхалилова Ума.
13. Христос. Сын божий, воскрёс! Волочебная песня.
Пришли – встали, Христос!
Сыне Божей воскрёс!
И затеяли: Христос,
Сын Божий воскрёс!
Волочебная песня - что это такое? Одна из традиционных видов
обрядовых обходных песен. Связаны с праздником Пасхи. Пасхальный
обход дворов с пением волочебных песен. (от слова волочить) -
неотъемлемый атрибут пасхальной обрядности в южных, юго-
восточных, центральных районах Псковской области, Белоруссии и т.д.
Обход совершался в пасхальную ночь. Песни исполнялись артелями
волочебников в сопровождении музыкальных инструментов (скрипки,
цимбалы, гармоники). В старину основными участниками обхода были
девушки, парни, молодые женщины и мужчины. Волочебники ходили
по всем окрестным деревням, песни исполнялись под окном. Хозяева
слушали у раскрытого окна, и в окно подавали угощение в
соответствии с местными традициями и в связи с окончанием Великого
поста - крашеные яйца, домашнюю колбасу, сало, пироги, масло, сыр,
мёд и т.д. Того, кто носил торбу, (мех) называли мехоношей. Завершив
обход, волочебники собирались в избе и устраивали пирушку. В
сюжетах песен часто звучало перечисление годовых календарных
праздников, связанных с полевыми работами. Все песни обязательно
содержат припев: «Христос воскрес».
Видео. Репин Крестный ход в Курской губернии.
Илларион Прянишников. Крестный ход.
Кошелев. «Дети катающие пасхальные яйца».
Исполняет Ибрагимхалилова Ума.
14. Ангел.
Само слово Ангел греческого происхождения, и переводится оно как
Посланник, Вестник. Оно может применяться к людям, когда речь идёт
о некоем человеке, посланном с определённой миссией, может
применяться и по отношению к духовному существу, посылаемому по
поручению Божию.
Ангелы служат Богу, прославляют Его, доносят вести от Бога. По
велению Божию они являются хранителями и защитниками людей.
Художники изображают Ангелов как крылатых существ. Крылья
Ангелов – не какая-то часть их тела (заимствованы у богини Победы).
Они изображают быстроту исполнения Ангелами воли Божией.
В духовной музыке также встречаются произведения, которые
посвящены образу Ангела: Ж. Бизе. Кантата «Ангел и Тобия»; С.
Прокофьев. «Огненный Ангел»; Р. Щедрин. «Запечатлённый Ангел»
(хоровая музыка по Лескову). За это произведение в 1992 году Р.
Щедрин получил Государственную премию.
Видео (1,2,3) А. Рублёв. Ангелы (фрески)
Мастер Рождества – Кастелла. Мадонна с младенцем в окружении
ангелов.
Луини. Мадонна со спящим Христом и три ангела.
Елизавета Меркурьевна Бём (Эндаурова). Ангелы. Я с тобою и сохраню
тебя везде, куда ты пойдёшь.
Эпиграфом служат строки из стихотворения М. Ю. Лермонтова
«Ангел».
По небу полуночи ангел летел,
И тихую песню он пел…
И месяц, и звезды, и тучи толпой
Внимали той песне святой.
Стихотворение было написано совсем ещё юным Лермонтовым. Ему
было всего 16 лет. В основу этого произведения легла колыбельная
песня, которую ему пела мама. Оно повествует о рождении человека,
душу которого несёт ангел. Это гимн божественному миру, в который
суждено попасть лишь по-настоящему чистым и безгрешным людям.
На тот же самый текст написал свой романс русский композитор
А.Варламов.
Видео (4,5,6) Александр Ворошилов Ангельская
песнь
Те, кто всегда
рядом
Ангел со свечой.
Исполняет Свищикова Олеся.
Пьеса «Златовласка» начинает путешествие в мир искусства Западной
Европы.
15. Златовласка Чешская народная сказка. В русском варианте
существует в пересказе Константина Паустовского. Художник-
иллюстратор-Фёдор Константинович Лемкуль (в своё время учился в
полиграфическом техникуме с нашим земляком, будущим художником-
мультипликатором, режиссёром и сценаристом Фёдором Хитруком
(Сказка о царе Салтане, Дядя Стёпа, Аленький цветочек и т. д)
Краткое содержание сказки.
Видео. «Златовласка». Чешская сказка в пересказе К. Паустовского.
Художник Ф.Лемкуль. Изд. Детская литература. Rid-book-museum
Исполняет Овсянникова Лиза.
16. Неистовый Роланд (из Ариосто).
Италию композитор представляет вместе с писателем и
драматургом Людовико Ариосто, написавшего поэму «Неистовый
Роланд». Он писал её 25 лет. Эта поэма продолжает поэму другого
автора поэта Маттео Боярдо, произведение которого называется
«Влюблённый Роланд» и состоит из 69 песен. Добавив свои 47,
Ариосто думал о дальнейшем его продолжении.
В поэме- бесчисленное количество действующих лиц, сюжетная линия
переносит читателя с одного места на другое. Но главным
действующим лицом является Роланд. Он – доблестный, сильный и
честный, является обычным человеком, хоть и неслыханно отважным
рыцарем. Но постепенно его наделяют необычайной, недоступной
простому человеку силой. При желании он может руками разорвать
любого быка пополам. Ко всему прочему Боярдо и Ариосто описывают
его как страстного влюблённого, способного сойти с ума от своих
чувств. Отсюда название Неистовый Роланд.
Видео. Тициан. Портрет мужчины в синем (Людовико Ариосто)
Гюстав Доре. Неистовый Роланд.
Исполняет Горшкова Даша.
17. Эскориал. Пассакалия. Эта пьеса продолжает культурное
путешествие по западной Европе. Самыми необычными и волшебными
достопримечательностями переполнена Испания. Эскориал - одна из
них. Это прославленный дворец, резиденция и монастырь короля
Испании Филлипа II. Дворец-монастырь Эскориал возвели в честь
победы Испании над французами в Сент-Кантенском сражении в 1557
году. Сражение происходило в День святого Лоренцо. Поэтому королём
было принято решение возвести в честь него монастырь. Дворцовому
ансамблю предстояло воплощать силу и непоколебимость испанской
монархии и оружия страны.
Пьеса имеет ещё одно название-пассакалия. Термин пассакалия возник
в Испании в начале 17 века. В академической музыке - одна из форм
вариаций на выдержанный бас basso ostinato - медленный
торжественный танец трёхдольного размера, потом - как
самостоятельное произведение для клавесина или органа, встречается в
музыке И.С.Баха, Д. Букстехуде, Г. Ф. Генделя. В музыке 20 века- Макса
Регера, Антона Веберна, Арнольда Шёнберга, Пауля Хиндемита,
Мориса Равеля, Д. Шостаковича.
Видео. Дворец Эскориал. Его вид и внутреннее убранство.
Исполняет Горшкова Даша.
18. Маленькая мисс Сторей.
К сожалению, историю физики не проходят в школах. Но имя великого
учёного, английского физика, математика, механика и астронома Исаака
Ньютона, наверняка известно многим, здесь сидящим. Не вдаваясь в
подробности его биографии, хочу сказать следующее: мисс Сторей
была его первым самым сильным и единственным романтическим
увлечением. С ней он подружился в доме аптекаря Клерка. Позднее
дружба, как предполагают биографы, перешла в любовь, и намечался
брак. Но потом Ньютон отказался от намерения жениться, т.к. члены
колледжа должны были по традиции оставаться холостыми. Мисс
Сторей впоследствии дважды выходила замуж. Она вспоминала, что
Ньютон был здравомыслящим, молчаливым и задумчивым юношей,
очень неохотно принимавшим участие в играх с товарищами. Он
предпочитал оставаться дома, хотя бы даже в обществе девочек,
которым мастерил кукольную мебель. Он любил также собирать
лекарственные травы.
До конца жизни Ньютон не забыл о своей первой и единственной
любви. Всякий раз, когда ему удавалось побывать в Линкольншире, он
непременно навещал бывшую мисс Сторей, постоянно помогал ей.
Мисс Сторей, будучи уже восьмидесятилетней миссис Винсент, в свою
очередь говорила о Ньютоне не иначе как с восторгом и любила
вспоминать о молодых годах.
Видео. Портрет И.Ньютона.
Исполняет Трушникова Арина.
19. О юном герцоге Артуре (по прочтении трагедии Шекспира
«Жизнь и смерть короля Иоанна»). Эта пьеса переносит нас в Англию
12 века. Уильям Шекспир- выдающийся английский драматург, поэт и
актёр. Основные произведения (трагедии), которые послужили основой
для музыкальных произведений, - это 14 опер «Ромео и Джульетта»
(Беллини, Гуно), симфонические произведения и балеты (Чайковский,
Прокофьев), 14 опер на сюжет «Бури», увертюра-фантазия «Гамлет» П.
И. Чайковского, Ф. Листа, Годе, Тома, Берлиоза, «Макбет» Верди, Р.
Штрауса, «Король Лир» Берлиоза, Балакирева и т.д.
Кратко о содержании пьесы: молодой герцог Артур должен был стать
королём Англии, но правителем стал Иоанн. В результате военных
действий между Францией, к которой за помощью обратилась мать
Артура, и Англией юный Артур был захвачен и заточён в замке.
Его должны были сначала ослепить, потом убить, но он, пытаясь
сбежать, бросился вниз со стены замка и разбился.
Видео. Портрет У. Шекспира.
Исполняет Овсянникова Лиза.
20. Роберт и Клара. Новеллетта. Композитор не мог не выразить
своего уважения к композитору, в подражание которому был написан
этот фортепианный цикл. Роберт Шуман- яркий представитель эпохи
романтизма. «Музыка Шумана,- писал П.И. Чайковский, - органически
примыкающая к творчеству Бетховена и в то же время резко от него
отделяющаяся, открывает нам целый мир новых музыкальных форм,
затрагивает струны, которых ещё не коснулись его великие
предшественники. В ней мы находим отголоски тех таинственных
духовных процессов нашей духовной жизни, тех сомнений, отчаяний и
порывов к идеалу, которые обуревают сердце современного человека».
Любимым инструментом Шумана было фортепиано. Именно он ввёл в
музыкальный обиход название небольшой пьесы повествовательного
характера новелла, новеллетта. Этот термин встречается в литературе,
но Шуман мыслил его как производный от фамилии известной
английской певицы Клары Новелло.
Композитор недаром объединил оба имени в названии пьесы. Клара
Шуман (в девичестве Вик), жена Роберта Шумана, считалась одной из
лучших пианисток эпохи романтизма. Фридерик Шопен говорил:
«Нельзя играть лучше, чем она». Особенно она прославилась
исполнением произведений Шумана и Брамса. Клара Шуман выступала
во многих странах. Была она с Робертом и в Твери, где жил дядя её
мужа Карл Шнабель. Потомственный хирург, он занимал должность
инспектора врачебной управы. К. Шуман дала в Твери несколько
концертов, затем с мужем они поехали в Москву.
Видео. Роберт и Клара Шуман.
Роберт и Клара Шуман. Двойной медальон.
Исполняет Свищикова Олеся.
21.Вариации на тему Бетховена.
Сурок - пожалуй, самая известная песня Бетховена, написанная
предположительно в 1790 году на стихи Гёте (в тексте пьесы «Ярмарка
в Плундерсвейлере»). Песня была опубликована в цикле «8 песен»
ор.52. под
№
7.
Лирический герой песни - мальчик-савояр, бродящий по Германии с
дрессированным сурком. (Савойя – историческая область на юго-
востоке Франции у подножия Альп, входила в состав Великой Римской
империи, затем Франции). Каждый раз, когда голод в альпийских
долинах становился невыносимым, савойские бедняки отправляли
своих детей с дрессированными сурками бродить улицами городов
богатой Германии. На ярмарках в гостиницах и на известных торговых
улицах мальчики-савояры показывали различные фокусы со своими
четвероногими питомцами, часто сопровождая свои выступления
пением под шарманку. В аккомпанементе песни она явно слышна.
Видео.1. Портрет Бетховена.
2.Ж. Ватто. Савояр с сурком.
3.Перов. Спящий мальчик с сурком
Исполняет Трушникова Арина.
22.Токката. Термин Токката происходит от итальянского слова,
которое обозначает- трогать, касаться. Первоначально токкатой
называли вступление к какому-то музыкальному хоровому
произведению, и считалась церковной музыкой. Писалась она для
клавишных инструментов, лютни, органа. В эпоху возрождения так
называли праздничную фанфару для духовых инструментов и литавр; в
17 веке - фанфарного типа вступление к операм и балетам. Токката ор.7
в творчестве Р. Шумана - одно из виртуознейших произведений.
Поэтому же пути идёт и автор.
Исполняет Горшкова Даша.
В конце альбома- две пьесы (прелюд и этюд-картина), которые
образуют небольшой цикл, где вступлением служит «Прелюд» с его
подголосочной полифонией и вариационным развитием. «Этюд-
картина»- некий финал, который объединяет в себе виртуозность и
глубину лирического содержания.
23.Прелюд (первоначально вступление к какой-нибудь пьесе,
потом как самостоятельная пьеса у Шопена, Шумана, Рахманинова,
Дебюсси и т.д.)
Исполняет Антонов Кирилл.
24.Этюд-картина (Весна. Санкт-Петербург) (первоначально-
упражнение на развитие технических навыков, начиная с 19 века –
виртуозное произведение с глубоким образным содержанием.
Композиторы: Шуман, Шопен, Лист, Брамс, Рахманинов, Стравинский,
Лядов, Скрябин, Мийо и т.д.)
1 картина: Весна на Крюковом канале.
Видео: Сергей Ляхович
2 картина: Русанов. Весна в Таврическом саду.
Исполняет Антонов Кирилл.
Заключение.
Произведения современных композиторов, а также джазовые и
эстрадные произведения, киномузыка давно вошли в педагогический
репертуар моего класса. Подтверждение тому-многолетние
тематические концерты, которые я провожу в школе и на других
площадках города.
Ученики моего класса с удовольствием разучивают произведения
современных композиторов В. Коровицына и А. Смелкова и успешно
выступают на всероссийских и международных конкурсах в Москве и в
других городах России. Музыка, которую они пишут, однажды попав в
их юные сердца, потом надолго остаётся, продолжая жить и помогая им
видеть окружающий мир таким, каким бы они хотели его видеть.
Находясь в зрительном зале, с замиранием сердца слушая, как
медленно переплывает один звук в другой завораживающей мелодии, я
каждый раз переживаю вместе с ними поток неизъяснимых чувств и
эмоций, навеянных образами творческого замысла композиторов.
Главная задача педагога состоит в том, чтобы воспитать хорошего
музыканта, а может в будущем, педагога и концертирующего артиста.
Но вместе с тем, мы не должны забывать и о благодарном слушателе.
Как отметил однажды народный артист России В. Биберган: «Мы,
наконец, должны прийти к тому, что в первую очередь воспитывать
понимающего слушателя музыки, а не обязательно концертирующего
артиста».
В заключении
можно сказать, что творчество композиторов-современников В.
Коровицына и А. Смелкова безусловно помогает воспитать в ученике
лучшие качества человека, музыканта, педагога, думающего и
понимающего слушателя.