Напоминание

Коррекция агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР посредством игры


Автор: Стрельчук Людмила Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКОУ "Верхнесуерская СОШ" филиал Ошурковская ООШ
Населённый пункт: Курганская область Варгашинский район с. Ошурково
Наименование материала: статья
Тема: Коррекция агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР посредством игры
Раздел: дошкольное образование





Назад




Статья

Коррекция агрессивного поведения у детей старшего

дошкольного возраста с ЗПР посредством игры

Людмила Николаевна Стрельчук,

студентка 5 курса заочного отделения

факультета коррекционной педагогики и психологии,

ФГБОУ ВО «ШГПУ»,

г. Шадринск

Научный руководитель:

кандидат психологических наук,

доцент кафедры коррекционной педагогики и специальной психологии,

Кропачева Марина Николаевна

Аннотация

В данной статье рассматривается проблема агрессивного поведения у

старших дошкольников с задержкой психического развития и раскрываются

возможности

использования

игр

и

игровых

приемов

по

снижению

агрессивного поведения у данной категории детей.

Материал может быть полезен в работе дефектологов и специальных

психологов

и

родителям

при

коррекции

агрессивного

поведения

у

детей

старшего дошкольного возраста, имеющих диагноз ЗПР.

Ключевые

слова:

дети

с

задержкой

психического

развития,

старший

дошкольный возраст, агрессивное поведение, игра, коррекция.

Проблема агрессии детей является одной из самых распространенных

проблем в настоящее время. Агрессивность современных детей имеет свои

психологические

особенности,

создает

трудности

для

самого

ребенка,

во

взаимоотношениях с окружающими, определяет развитие всей его личности,

разных ее сторон. В каких бы формах не проявлялась агрессия, она приносит

боль и непонимание, часто приводит к негативным последствиям.

Агрессивное поведение детей является важной проблемой не только для

педагогов и психологов, но и в целом для общества. Особенно важным является

изучение агрессивности в дошкольном возрасте, когда эта черта находится в

стадии своего становления и когда еще можно предпринять коррекционные

действия.

Проявление агрессии свойственно многим детям, но у детей, имеющих

диагноз

задержка

психического

развития

(далее

ЗПР),

агрессивное

поведение

не

просто

сохраняется,

но

и

развивается,

трансформируясь

в

устойчивое качество личности.

Детям дошкольного возраста с ЗПР характерно отставание в развитии

эмоций,

наиболее

выраженными

проявлениями

которого

являются

эмоциональная

неустойчивость,

лабильность,

легкость

смены

настроений

и

контрастных

проявлений

эмоций.

Отмечается

нетолерантность

к

фрустрирующим

ситуациям.

Незначительный

повод

может

вызвать

эмоциональное

возбуждение

и

даже

резкую

аффективную

реакцию,

неадекватную ситуации. Такой ребенок то проявляет доброжелательность по

отношению к другим, то вдруг становится злым и агрессивным. При этом

агрессия направляется не на действие личности, а на саму личность.

Можно

выделить

следующие

признаки

агрессивного

поведения

дошкольников, имеющих диагноз ЗПР:

- упрямство, постоянные возражения, отказы даже от легких поручений,

игнорирование просьб взрослого;

- драчливость;

- постоянная или длительная подавленность, раздраженность;

- беспричинные вспышки гнева, озлобленность;

- жестокое обращение с животными;

- стремление оскорбить, унизить;

- властность, стремление настоять на своем;

- эгоцентризм, неспособность понять других;

- эмоциональная глухота, душевная черствость.

- отсутствие уверенности в своих силах, завышенная или заниженная

самооценка [23].

Дети

с

ЗПР

старшего

дошкольного

возраста

часто

вступают

в

конфликтные

ситуации,

где

являются

инициаторами

словесных

нападений.

Достаточно с высокой частотой в поведении детей с ЗПР доминирует речевая

агрессия, которая проявляется в виде оскорблений, враждебных замечаний,

насмешек, грубых требований, отказа, агрессивного протеста, угроз, упреков,

жалоб.

У

детей

чаще

проявляется

явная

речевая

агрессия,

направленная

непосредственно

на

собеседника,

реже

смещенная,

опосредованная,

направленная на предметы. Чаще речевая агрессия направлена на сверстников,

реже на взрослых.

Главный

источник

живых

примеров

агрессивного

поведения

для

большинства

детей

с

ЗПР

является

семья.

Многочисленные

исследования

показали, что для семей, из которых выходят агрессивные дети, характерны

особые

взаимоотношения

между

членами

семьи.

Подобные

тенденции

психологами описаны как «цикл насилия».

Дети

склонны

воспроизводить

те

виды

взаимоотношений,

которые

«практикуют»

их

родители

по

отношению

друг

к

другу.

Дети

старшего

дошкольного возраста с ЗПР, выбирая методы выяснения отношений с братьями

и сестрами, копируют тактику разрешения конфликтов у родителей. Когда дети

вырастают и вступают в брак, они используют отрепетированные способы

разрешения конфликтов и, замыкая цикл, передают их своим детям посредством

создания

характерного

стиля

дисциплины.

Достоверно

установлено,

что

жестокое обращение с ребенком в семье не только повышает агрессивность его

поведения

в

отношении

со

сверстниками,

но

и

способствует

развитию

склонности

к

насилию

в

более

зрелом

возрасте,

превращая

физическую

агрессию в жизненный стиль личности. Таким образом, дети часто перенимают

агрессивные формы поведения у родителей [19].

Дети

с

агрессивным

поведением

доставляют

множество

различных

проблем не только окружающим, но и самим себе. Агрессивные поведенческие

проявления оказывают деструктивное воздействие на здоровье воспитанников.

Зачастую,

дошкольники

с

ЗПР

составляют

группу

социального

и

эмоционального

риска.

Опасность

заключается

в

том,

что,

становясь

устойчивой личностной чертой, агрессивное поведение усложняет процессы

личностного развития и социализации детей с ЗПР.

Негативизм,

боязнь,

агрессивность

не

способствуют

благоприятному

развитию

личности

ребенка

с

ЗПР,

поэтому

каждый,

кто

занимается

воспитанием и обучением такого ребенка, понимает, как важна своевременная

коррекция его эмоциональной сферы.

Одним

из

наиболее

эффективных

средств

коррекции

агрессивного

поведения у детей дошкольного возраста с ЗПР принято считать игру, которая

соответствует

возрастным

особенностям

детей

и

является

ведущим

видом

деятельности детей данного возраста.

Имеется множество теоретических и практических разработок в области

изучения агрессивного поведения детей с условно-нормативным развитием (А.

Бандура, П. Бейкер, Е.К. Лютова, З. Фрейд, Ю.С. Шевченко), однако проблема

агрессивного поведения детей с ЗПР в настоящее время является открытой.

Авторы, занимающиеся проблемой коррекции агрессивного поведения детей с

ЗПР, предлагают большое количество разных игр и рекомендаций, однако мало

кто систематизирует их в комплексы игровых упражнений для детей данной

категории. Именно поэтому проблема коррекции агрессивного поведения у

детей дошкольного возраста с ЗПР будет актуальной во все времена, особенно в

аспекте практической работы с детьми.

В целях коррекции агрессивного поведения детей старшего дошкольного

возраста с ЗПР следует использовать:

- занятия психогимнастикой;

- этюды и игры на развитие навыка регуляции поведения в коллективе;

- этюды и игры релаксационной направленности;

- игры и упражнения на развитие осознания детьми отрицательных черт

характера;

- игры и упражнения на развитие позитивной модели поведения;

-

подвижные

игры,

способствующие

нейтрализации

агрессии,

снятию

накопившегося напряжения, обучению эффективным способам общения и т. д.

[18].

Для развития контроля над собственными импульсивными действиями

используют

методы

и

техники

коррекции

агрессивного

поведения

у

детей

старшего дошкольного возраста с ЗПР такие как:

1.

Обучение ребенка отреагированию гнева приемлемым способом:

-

пластическое выражение гнева, отреагирование гнева через движение;

-

арт-терапия (рисование гнева, лепка);

-

многократное

повторение

деструктивного

действия

безопасным

способом;

-

перенос гнева на безопасные предметы (бить подушку, рвать бумагу)

[31].

2. Обучение ребенка управлению своим гневом, приемам саморегуляции,

самообладанию:

-

релаксационные техники – мышечная релаксация, глубокое дыхание,

визуализация ситуации;

-

ролевая игра, включающая провоцирующую ситуацию для наработки

навыков контроля;

-

осознание гнева через сенсорные каналы (на что похож твой гнев)

3

Снижение уровня личностной тревожности:

-

релаксационные

техники:

глубокое

дыхание,

визуальные

образы,

свободное движение под музыку; работа со страхами; ролевые игры.

4.

Формирование осознания собственных эмоций и чувств других людей,

развитие эмпатии:

-

рисование, лепка эмоций;

-

пластическое изображение эмоций;

-

работа

с

карточками

(фотографиями,

отражающими

различные

эмоции;

-

разыгрывание

сценок

(этюдов,

от ражающих

р а з л и ч н ы е

эмоциональные состояния [45];

5.

Расширение поведенческих реакций в проблемной ситуации и снятие

деструктивных элементов в поведении:

-

работа

с

картинками,

отражающими

проблемные

ситуации

(придумывание различных вариантов выхода из ситуации);

-

разыгрывание сценок вымышленного конфликта;

-

игры на сотрудничество и соперничество;

-

спортивные командные игры [42];

6.

Работа с родителями и педагогами:

-

информирование об особенностях агрессивного ребенка;

-

отказ

от

наказаний

как

основного

метода

воспитания,

переход

к

методам убеждения и поощрения;

-

индивидуальное консультирование;

-

помощь

семье

в

плане

выработки

единых

требований

и

правил

воспитания.

Таким

образом,

работа

по

коррекции

агрессивного

поведения

детей

старшего дошкольного возраста с ЗПР, а именно применение игр и игровых

приемов

помогает

добиться

снижения

агрессивного

поведения.

А

навык

выполнения упражнений помогает снизить общий уровень агрессивности и

научиться управлять собой в критических ситуациях.

Список использованной литературы

1.

Запорожец, А.В. Избранные психологические труды. Психическое

развитие ребенка [Текст] / А.В. Запорожец. – М.: Педагогика, 2009. – 320

с.

2.

Змановская, Е.В. Девиантология (психология отклоняющегося поведения)

[Текст] / Е.В. Змановская. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 155 с.

3.

Корнеева, В. А. Методики коррекции эмоциональной сферы / В. А.

Корнеева, Ю. С. Шевченко // Вестник Московского университета. - 2003. -

№ 4. - С. 73-84.

4.

Масагутов, Р.М. Детская агрессия [Текст] / Р.М. Масагутов. – Уфа :

УГНТУ, 2012. – 154 с.

5.

Смирнова, Т.П. Психологическая коррекция агрессивного поведения

детей [Текст] / Т.П. Смирнов. – Ростов н/Д. : Политиздат, 2007. – 151 с.

6.

Токарь, И. Детская агрессия: истоки и способы предупреждения [Текст] /

И. Токарь // Воспитательная работа. – 2013. – № 6. – С. 66-70.



В раздел образования