Напоминание

Программа подготовки детей к школе "Школа раннего развития"


Автор: Холодова Елена Васильевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Лилей при УлГТУ № 45"
Населённый пункт: город Ульяновск
Наименование материала: учебная программа
Тема: Программа подготовки детей к школе "Школа раннего развития"
Раздел: начальное образование





Назад




муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

города Ульяновска «Лицей при УлГТУ № 45»

Программа

подготовки детей к школе

«Школа раннего развития»

Автор: Холодова Елена Васильевна,

учитель начальных классов,

высшей квалификационной категории

город Ульяновск,

2018 год

Пояснительная записка

В настоящее время концепции подготовки детей к школе рассматривают

готовность

к

школьному

обучению

как

сложный

целостный

феномен,

как

комплекс

качеств,

образующих

умение

учиться.

Психологическая

готовность

р е бе н ка

к

ш кол е

э то

н е о бход и м ы й

и

д о с т аточ н ы й

у р о в е н ь

психофизиологического

развития

ребенка

для

освоения

школьной

учебной

программы,

это

определенный

уровень

интеллектуального

и

личностного

развития

ребенка. Подготовка детей к школе занимает особое место в системе

образования.

Это

обусловлено

сложной

адаптацией

ребенка

к

школе.

Школа

предъявляет

к

первокласснику

довольно

высокие

требования.

Ребенок

дошкольного возраста должен быть готов не только к новым формам общения, у

него должна быть развита мотивационная сфера, где любознательность выступает

как основа познавательной активности, сформированы эмоционально-волевые и

познавательные сферы психических функций. Будущий первоклассник должен

владеть

элементарными

навыками

универсальных

учебных

действий

(УУД),

коммуникативными и речевыми компетенциями.

В нашем образовательном учреждении эти задачи решаются на занятиях в

«Школе раннего развития». Занятия в «Школе раннего развития» проходят по

субботам для детей 5 – 6 летнего возраста воспитанников подготовительных групп

детских дошкольных образовательных учреждений, а также детей, по различным

причинам не посещающих их.

Цели курса:

• успешная адаптация детей дошкольного возраста к новым образовательным

условиям;

• создание условий гуманного (комфортного) перехода с одной образовательной

ступени на другую;

• развитие интереса, позитивного настроя на обучение в школе через построение

системы занятий.

Задачи:

• сохранение и укрепление здоровья;

• развитие личностных качеств;

• формирование ценностных установок и ориентаций;

• развитие творческой активности;

• формирование и развитие психических функций познавательной сферы;

• развитие эмоционально-волевой сферы;

• развитие коммуникативных умений;

• развитие умений действовать по правилам

.

Принципы построения программы:

• общее развитие с учетом индивидуальных возможностей и способностей;

• развитие творческой деятельности;

• развитие личностных компетенций;

• поддержка и сохранение здоровья;

• формирование духовно-нравственных установок и ориентаций;

• развитие устойчивой психологической адаптации к новым условиям

образования;

• сотворчество обучающих, обучающихся и родителей.

Содержание подготовки к обучению строится на таких принципах, как:

• учёт возрастных и индивидуальных особенностей ребенка;

• систематичность и последовательность;

• вариантность и вариативность;

• доступность и достаточность;

• наглядность;

• разнообразие игровых и творческих заданий.

Ведущая

деятельность:

игра;

продуктивная,

творческая

деятельность;

конструирование и моделирование. Виды действий в процессе конструирования:

анализ объекта; сравнение и сопоставление; выделение общего и различного;

осуществление классификации; установление аналогии.

Подготовка

к

школе

носит

развивающий

характер;

не

допускает

дублирования программ первого класса; помогает освоить специфику социальных

отношений (в семье, со сверстниками, с взрослыми); обеспечивает формирование

ценностных

установок;

ориентирует

не

на

уровень

знаний,

а

на

развитие

потенциальных

возможностей

ребенка,

на

зону

его

ближайшего

развития;

обеспечивает

постепенный

переход

от

непосредственности

к

произвольности;

организует и сочетает в единой смысловой последовательности продуктивные

виды

деятельности;

готовит

переход

от

игровой

к

творческой,

учебной

деятельности, в том числе в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми.

Основные направления работы:

- развитие внимания и памяти,

- развитие мелкой мускулатуры руки и пальцев,

- развитие связной, грамматически и фонетически правильной речи,

- овладение знаниями, умениями и навыками по математике (счет прямой и

обратный,

работа

с

множествами

предметов,

работа

над

составом

числа,

пространственная ориентировка),

- развитие умственных способностей,

обучение грамоте (умение слышать звуки, оперировать ими),

- развитие социально - психологической готовности к школе (умение общаться,

слушать учителя и товарищей, действовать совместно с другими).

Программа «Школа раннего развития» предлагает систему адаптационных

занятий

и

состоит

из

следующих

курсов: «Занимательная

грамматика»,

«Развивай-ка»,

«Занимательная

математика».

Адаптационные

занятия

организуются

на

базе

школы

и

имеют

следующую

временную

структуру:

3

занятия в день, 1 раз в неделю. Продолжительность занятий 20 минут с 10-

минутным перерывом. Программа рассчитана на 28 недель. Общее количество

занятий – 84.

Учебный план

п\п

Содержание программы

Количеств

о

часов

в

неделю

Количеств

о

часов

в

год

1

Занимательная грамматика

1

28

2

Занимательная математика

1

28

3

Развивай-ка

1

28

Всего

3

84

Программа

готовит

детей

к

обучению

в

школе,

о суще ствляя

преемственность между дошкольным и начальным общим образованием.

Структура программы.

Программа

определяет

те

знания

и

умения,

которыми

должен овладеть

каждый

ребенок

для

успешного

интеллектуального

и

социального

развития,

адаптации к школьному обучению. В ней выделяются три раздела,

отражающих

основные линии развития ребенка-дошкольника в результате его обучения. Вместе

с

тем

выделение

разделов

программы

достаточно

условно,

так

как

ее

особенностью является взаимосвязь всех разделов: реализация основных задач

идет на разном содержании и с использованием разных средств обучения.

Раздел «Занимательная грамматика» обеспечивает обогащение активного

словаря ребенка, связной речи, совершенствование умения составлять рассказ по

картинке, формирование умений составлять описательный, повествовательный

рассказ, рассказ-рассуждение. Особое внимание уделено специальной подготовке

к изучению русского языка в школе, обучению чтению и подготовке руки ребенка

к письму. Обучение проводится в течение 7 месяцев. В течение этого времени

ведется работа по развитию фонематического слуха детей: уделяется большое

внимание

умению

различать

звуки,

совершенствованию

речевого

аппарата

учащихся

и

выработке

отчетливого

и

достаточно

громкого

правильного

произношения слов, слогов, звуков. На занятиях дети учатся делить предложения

на слова, слова на слоги, слоги на звуки, устанавливать порядок следования звуков

в

слове,

устанавливают

связь

между

звуками.

Большое

внимание

уделяется

развитию фантазии, воображения, словесного творчества ребенка.

Раздел

«Занимательная

математика» направлен

на

выделение

математических

характеристик

предметов

окружающего

нас

мира

(число,

последовательность,

пространственные

ориентировки

и

др.).

Подготовка

к

изучению математики в школе осуществляется в трех направлениях:

• формирование базовых умений, лежащих в основе математических понятий,

изучаемых в начальной школе;

• логическая пропедевтика, которая включает формирование логических умений,

составляющих основу формирования понятия числа;

• символическая пропедевтика — подготовка к оперированию знаками.

В процессе занятий дети сравнивают предметы, группируют их по общим

признакам, выделяют «лишние» предметы, устанавливают равночисленности двух

групп

предметов

с

помощью

составления

пар.

У

будущих

первоклассников

формируются общие представления о сложении как объединении групп предметов

в одно целое, о вычитании как удалении части предметов из целого, развиваются

элементарные математические представления (соотношение предметов, цифры,

арифметические действия, временные характеристики и т.д.). Дети учатся решать

простые (в одно действие) задачи на сложение и вычитание с использованием

наглядного материала. Значительное место в программе отводится знакомству с

геометрическим

материалом:

квадрат,

прямоугольник,

треугольник,

четырехугольник,

круг; точка, отрезок,

ломаная линия, многоугольник, угол,

замкнутые и незамкнутые линии.

Большое

внимание

в

программе

уделяется

развитию

вариативного

и

образного мышления, творческих способностей детей. Дети не просто исследуют

различные

математические

объекты,

а

придумывают

образы

чисел,

цифр,

геометрических фигур. Они постоянно встречаются с заданиями, допускающими

различные

варианты

решения.

Дети

учатся

прямому

и

обратному

счету

в

пределах 10. Проводится работа с множествами предметов, над составом числа,

формируется пространственная ориентировка.

Раздел

«Развивай-ка». Одним

из

немаловажных

аспектов

развития

дошкольника

в

период

подготовки

его

к

школе,

является

развитие

мелкой

моторики и координации движений пальцев рук. На занятиях для развития мелкой

моторики

рук

используем

следующие

приемы

и

упражнения:

пальчиковую

гимнастику

и

физкультминутки,

лепку

из

пластилина,

аппликацию,

конструирование и моделирование, выполнение движений с мелкими предметами

(конструктор, перо,

завязывание веревочек, скатывание ниток, вата, вырезание

ножницами).

Содержание

этого

раздела

направлено

на

развитие

графической

деятельности детей, включающей рисование, копирование образцов (букв, цифр,

геометрических

фигур

и

др.),

и

способствует

формированию

ряда

умений,

которые можно объединить в несколько блоков:

• пространственная ориентировка;

• умение анализировать форму предмета и изображения;

развитие воображения;

освоение ряда специфических средств художественной выразительности.

Содержание программы.

Раздел «Занимательная грамматика».

Добуквенный период (8ч.)

Развитие связной речи. Рассказ по картинке. Слово и предложение. Понятие

предложения.

Схема

предложения.

Составление

предложений

по

схеме.

Слог.

Деление слов на слоги. Ударение. Ударные и безударные слоги.

Буквенный период (20ч.)

Звук. Правильное произношение всех звуков русского языка. Понятие буквы

и

звука.

Гласные

и

согласные

звуки.

Место

звука

в

слове.

Чистоговорки,

скороговорки,

работа

над

артикуляцией.

Детские

потешки,

загадки,

сказки,

особенности

их

построения.

Определение

сказочного

героя

по

описанию

его

внешних признаков. Восстановление событий сказки по её началу. Разыгрывание

сказок по ролям с использованием средств языковой выразительности. Диалог.

Мимика, жесты. Сочинение рассказа по серии сюжетных картинок.

Раздел «Развивай-ка».

Штриховка (10ч.)

Понятие «штриховка». Вертикальные, горизонтальные, пунктирные линии.

Прямые, наклонные линии. Обводка и штриховка контуров, соединение линий и

фигур, рисование и раскрашивание узоров и бордюров непрерывным движением

руки.

В мире линий (18ч.)

Письмо по точкам. Строка и межстрочное пространство. Письмо прямых

наклонных линий. Прямая наклонная. Обведение по контуру предметов в рабочей

строке.

Рабочая строка, надстрочные и подстрочные линии. Работа в рабочей строке слева

направо, вдоль строки. Предварительное конструирование предметов, данных в

рабочих

строках.

Письмо

полуовалов

и

овалов.

Письмо

прямой

линии

с

закруглением внизу. Письмо длинной линии с петлёй вверху и внизу. Работа в

рабочей строке (дорисовывание

недостающих

элементов

предмета).

Предварительное

конструирование

предметов,

данных в рабочих строках.

Раздел «Занимательная математика».

Доцифровой период (8ч.)

Сравнение

предметов

по

цвету,

размеру,

форме.

Нахождение

общих

и

различных признаков в группе предметов. Классификация предметов по цвету,

размеру, форме. Добавление своих предметов в данную группу по определенным

признакам.

Последовательность

выполнения

действий

на

примере

сказок,

сюжетных картинок. Расположение предметов на плоскости и в пространстве.

Понятия «больше, меньше, столько же», «длиннее – короче», «выше – ниже».

Цифровой период (15ч.)

Числа от 1 до 10. Число и цифра. Количественные отношения в натуральном

ряду чисел в прямом и обратном порядке. Порядковый счет предметов. Приемы

отсчитывания и присчитывания по одному, по два. Знакомство с задачей. Решение

простых задач с опорой на наглядность.

Геометрические фигуры (5ч.)

Геометрические

фигуры:

четырёхугольники

(прямоугольник,

квадрат),

треугольник,

круг,

овал.

Конструирование

из

геометрических

фигур.

Последовательность

выполнения

игровых

и

практических

действий

с

ориентировкой на символ (геометрическую фигуру).

Тематическое планирование по разделу «Занимательная грамматика».

п/п

Тема занятия

Количество

часов

Дата

I.

Добуквенный период.

8ч.

1.

Развитие связной речи. Рассказ по картинке.

1ч.

2.

Слово и предложение.

1ч.

3,

4.

Понятие предложения. Схема предложения.

2ч.

5.

Составление предложений по схеме.

1ч.

6,

7.

Слог. Деление слов на слоги.

2ч.

8.

Ударение. Ударные и безударные слоги.

1ч.

II.

Буквенный период.

20ч.

1.

Звук.

Правильное

произношение

всех

звуков

русского

языка.

Чистоговорки,

работа

над

артикуляцией

1ч.

2.

Понятие буквы и звука. Скороговорки.

1ч.

3.

Гласные

и

согласные

звуки.

Место

звука

в

слове.

1ч.

4.

Гласные звуки [а], [о], [у]. Буквы А, а, О, о, У, у.

Детские потешки.

1ч.

5.

Гласные звуки [ы], [э], [и]. Буквы ы, Э, э, И, и.

Загадки.

1ч.

6.

Звуки

[м],

,

],

[н],

,

].

Буквы

М,

м,

Н,

н.

Сказки, особенности их построения.

1ч.

7.

Звуки [р], [р

,

], [л], [л

,

]. Буквы Р, р, Л, л. Сказка

«Гуси – лебеди».

1ч.

8.

Звук [й

,

]. Буквы Й, й. Определение сказочного

героя по описанию его внешних признаков.

1ч.

9.

Звуки

[б],

,

],

[п],

[п

,

].

Буквы

Б,

б,

П,

п.

Восстановление событий сказки по её началу.

1ч.

10.

Звуки [в], [в

,

], [ф], [ф

,

]. Буквы В, в, Ф, ф. Сказка

«Лиса и волк».

1ч.

11.

Звуки [г], [г

,

], [к], [к

,

]. Буквы Г, г, К, к. Сказка

«Колобок».

1ч.

12.

Звуки [д], [д

,

], [т], [т

,

]. Буквы Г, г, К, к. Сказка

«Теремок».

1ч.

13.

Звуки [ж], [ш]. Буквы Ж, ж, Ш, ш. Составление

рассказа по серии сюжетных картинок.

1ч.

14.

Звуки [з], [з

,

], [с], [с

,

]. Буквы З, з, С, с. Сказка

«Заячья избушка».

1ч.

15.

Звуки [э], [й

,

э], [о], [й

,

о]. Буквы Е, е, Ё, ё.

Составление

рассказа

по

серии

сюжетных

картинок.

1ч.

16.

Звуки [у], [й

,

у], [а], [й

,

а]. Буквы Ю, ю, Я, я.

Диалог.

1ч.

17.

Буквы ь, ъ. Разыгрывание сказок по ролям с

и с п о л ь з о в а н и е м

с р е д с т в

я з ы к о в о й

выразительности.

1ч.

18.

Звуки [х], [х

,

], [ц]. Буквы Х, х, Ц, ц. Мимика,

жесты.

1ч.

19.

Звуки [ч

,

], [щ

,

]. Буквы Щ, щ, Ч, ч. Сказка «По

щучьему велению».

1ч.

20.

Ур о к

п у т е ш е с т в и е

« О т

А

д о

Я » .

Р а з ы г р ы в а н и е

с к а з о к

п о

р о л я м

с

и с п о л ь з о в а н и е м

с р е д с т в

я з ы к о в о й

выразительности.

1ч.

Тематическое планирование по разделу «Развивай-ка».

п/п

Тема занятия

Количество

часов

Дата

I.

Штриховка.

10ч.

1.

Знакомство с понятием «штриховка». Правила

выполнения штриховки.

1ч.

2,

3.

Выполнение рисунка по пунктирным линиям.

Аппликация

из

разного

материала

(картон,

засушенная

трава,

песок,

крупа,

листья,

стружка) «На озере».

2ч.

4.

Штриховка вертикальными линиями.

1ч.

5.

Штриховка горизонтальными линиями.

1ч.

6,

7.

Штриховка прямыми и наклонными линиями.

Поделка

из

природного

материала

(шишки,

пластилин) «Птица».

2ч.

8.

Обводка

и

штриховка

контуров, соединение

линий и фигур.

1ч.

9,

10.

Рисование и раскрашивание узоров и бордюров

непрерывным движением руки.

Лепка из пластилина «Зоопарк».

2ч.

II.

В мире линий.

18ч.

1.

Письмо по точкам.

1ч.

2,

3.

Строка и межстрочное пространство. Письмо

прямых наклонных линий. Прямая наклонная.

2ч.

4.

Обведение

по

контуру

предметов

в

рабочей

строке.

Рабочая

строка,

надстрочные

и

подстрочные

линии.

1ч.

5.

Работа в рабочей строке слева направо, вдоль

строки. Предварительное конструирование

предметов, данных в рабочих строках.

1ч.

6,

7.

Лепка из пластилина «Корзина с овощами».

Письмо полуовалов.

2ч.

8,

9.

Поделки из разного материала (бумага, песок,

крупы, сухие листья) «Подводное царство».

Письмо овалов и полуовалов.

2ч.

10,

11.

Поделка

из

природного

материала

(шишки,

пластилин) «Звери».

Письмо прямой линии с закруглением внизу.

2ч.

12,

13.

Оригами из бумаги «Лягушка» или «Ворона».

Письмо прямой линии с закруглением вверху.

2ч.

14,

15.

Письмо овалов и наклонных линий.

Конструирование из бросового материала (из

2ч.

мелких коробков, пластиковых баночек, крупы,

ракушек, пластилина) «Сказочный замок»

16.

Письмо

длинной

линии

с

петлёй

вверху

и

внизу.

1ч.

17.

Работа в рабочей строке (дорисовывание

недостающих элементов предмета).

1ч.

18.

Урок-игра. Предварительное конструирование

предметов, данных в рабочих строках.

1ч.

Тематическое планирование по разделу «Занимательная математика».

п/п

Тема занятия

Количество

часов

Дата

I.

Доцифровой период.

8ч.

1.

Сравнение предметов по цвету, размеру, форме.

Нахождение общих и различных признаков в

группе предметов.

1ч.

2.

Классификация предметов по цвету, размеру,

форме. Добавление своих предметов в данную

группу по определенным признакам.

1ч.

3.

Расположение

предметов

на

плоскости

и

в

пространстве.

1ч.

4.

Последовательность выполнения действий на

примере сказок, сюжетных картинок.

1ч.

5,

6.

Понятия «больше, меньше, столько же»

2ч.

7.

Понятия «длиннее – короче».

1ч.

8.

Понятия « выше – ниже».

1ч.

II.

Цифровой период

15ч.

1.

Число и цифра 1.

1ч.

2.

Число и цифра 2.

1ч.

3.

Число и цифра 3.

1ч.

4.

Число и цифра 4.

1ч.

5.

Число и цифра 5.

1ч.

6.

Число и цифра 6.

1ч.

7.

Число и цифра 7.

1ч.

8.

Число и цифра 8.

1ч.

9.

Число и цифра 9.

1ч.

10.

Число и цифра 10.

1ч.

11.

Количественные

отношения

в

натуральном

ряду чисел в прямом и обратном порядке.

1ч.

12.

Порядковый счет предметов.

1ч.

13.

Приемы

отсчитывания

и

присчитывания

по

одному, по два.

1ч.

14,

15.

Знакомство с задачей. Решение простых задач

с опорой на наглядность.

2ч.

III.

Геометрические фигуры.

5ч.

1.

П р о с т ы е

г е о м е т р и ч е с к и е

ф и г у р ы :

четырёхугольники (квадрат, прямоугольник).

1ч.

2.

Знакомство с треугольником.

1ч.

3.

Простые геометрические фигуры: круг, овал.

1ч.

4.

Конструирование из геометрических фигур.

1ч.

5.

Урок – игра. Последовательность выполнения

1ч.

игровых

и

практиче ских

действий

с

ориентировкой

на

символ

(геометрическую

фигуру).

Ожидаемые результаты реализации курса

К концу обучения дети должны знать:

Звуки

и

буквы

русского

языка,

осознавать

их

основное

отличие

(звуки

произносим, буквы пишем).

Различные виды штриховки, основные элементы букв.

Названия и последовательность чисел от 1 до 10.

Учащиеся должны уметь:

-

вычленять звуки в словах, определять их последовательность;

-

различать гласные и согласные звуки и буквы;

-

определять ударный слог в слове;

-

вычленять слова из предложений;

-

выполнять разные виды штриховки: вертикально и горизонтально;

- правильно располагать тетрадь, держать карандаш, ручку;

-

писать основные элементы букв:

-

считать предметы от 1 до 10 и обратно;

-

сравнивать предметы по размеру и форме;

-

знать

расположение

предметов

(вверху,

внизу,

слева,

справа,

перед,

за,

между);

В период обучения особое значение приобретают согласованные действия и

единство

требований

к

учащимся

семьи

и

школы,

воспитания

у

них

положительного отношения к учебе.

Дети получат возможность научиться использовать приобретенные знания и

умения в практической деятельности и повседневной жизни:

- для грамотного использования слов в речи;

- для правильного построения предложений;

- для составления небольших связных по смыслу текстов, рассказов;

- для применения счета на практике, в быту;

- для умения ориентироваться по клеточкам в тетради.

В

ходе

освоения

содержания

программы

обеспечиваются

условия

для

достижения

обучающимися

следующих

личностных,

метапредметных

и

п р е д м е т н ы х

р е з у л ь т а т о в .

Личностные

УУД:

мотивационные

и

коммуникативные,

формирование

самооценки при подготовке к обучению в школе, положительное отношение к

школьному обучению.

Метапредметные результаты.

Познавательные

УУД:

знаково-символическое

моделирование

и

преобразование

объектов;

анализ

объектов

с

целью

выделения

признаков

(существенных, несущественных); синтез как составление целого из частей, в том

числе с самостоятельным достраиванием, выполнением недостающих элементов;

сравнение

и

сопоставление;

выделение

общего

и

различного;

осуществление

классификации; установление аналогии; самостоятельный выбор способов задач в

зависимости

от

конкретных

условий;

осознанное

и

произвольное

построение

речевого высказывания в устной форме.

Регулятивные УУД: осуществление действия по образцу и заданному

правилу;

сохранение

заданной

цели;

умение

видеть

указанную

ошибку

и

исправлять

ее

по

указанию

взрослого;

осуществление

контроля

своей

деятельности

по

результату;

умение

адекватно

понимать

оценку

взрослого

и

сверстника.

Коммуникативные

УУД:

овладение

определенными

вербальными

и

невербальными

средствами

общения;

эмоционально-позитивное

отношение

к

процессу сотрудничества с взрослыми и сверстниками; ориентация на партнера по

общению; умение слушать собеседника; задавать вопросы.

Литература

1. Н. А. Федосова, Е. В. Коваленко, И. А. Дедюшкина и др. ; науч. рук.

Н. А. Федосова. Преемственность: программа по подготовке к школе детей

5- 7 лет. М. : Просвещение, 2014.

2. Е. В. Минкина, Е. А. Семятина. Подготовительные занятия к школе : рабочая

программа, мониторинг учебных навыков, конспекты занятий. Волгоград

Учитель,2014.

3. Н. Е. Вераксы. Диагностика готовности ребенка к школе: Пособие для

педагогов дошкольных учреждений. М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015.

4. Н.Ю. Костылёва . 200 занимательных упражнений с буквами и звуками для

детей 6 -7 лет. М.: Просвещение, 2015.

5. О.В. Чистякова. Изучаем математику. М.: .Просвещение, 2014.

6. М.М. Безруких. Ступеньки к школе: книга для педагогов и родителей. –

М.: Дрофа,2014.

7. С.А. Есенина, Т.В. Шклярова . «Букварь». Пособие по обучению грамоте для

детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста».- М.: Грамотей,

2013.

8. Р.Р. Калинина. Тренинг развития личности дошкольника: занятия, игры,

упражнения. Ярославль: Академия развития, 2013.

9. Н.В. Клюева, Касаткина Ю. В. Учим детей общению. Практическое пособие.

М.: 2014.

10. Н. Ю. Куражева, А.С. Тузаева, И.А. Козлова. Пособие "Приключения

будущих первоклассников. 120 развивающих заданий для дошкольников".

Издательство Ювента 2014.



В раздел образования